С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Дети – райские бабочки» (Муслим).
Верующий человек должен понимать, что воспитание детей связано с определенными обязательствами перед ним и Господом миров. Ребёнок – аманат, то, что дается нам Всевышним Аллахом для бережного хранения.
Абу Бакр ибн аль-‘Араби (рахимахуллахи) сказал: «Поистине, ребёнок является доверенным своим родителям (аманатом). Его сердце простое и ценное, словно чистый лист, который лишен всякой надписи и формы, готовое принять любые изменения и все, к чему его склоняют. И если этот ребенок будет приучен к благому и взращен на этом, то будет счастлив в мире этом и в мире ином. И в его награде будут принимать участие также его родители, учителя и воспитатели.
Если же он будет приучен ко злу и будет лишен внимания, то станет несчастным и погибнет, и ответственность за это ляжет как на его шею, так и на шею родителя. Если отец ребенка всячески старается уберечь его от огня мира этого, то тем более он должен прилагать все усилия, чтобы уберечь его от огня мира иного! Так пусть же он прививает ему нравственные качества, указывает на прямой путь и обучает благонравию, а также оберегает его от плохих друзей».
Многие современные родители знакомы с огромным количеством книг по эффективному воспитанию детей, однако самые важные и самые очевидные вещи, к сожалению, зачастую упускаются из виду. О чем идет речь? Конечно, о внимании к детям.
Качественное внимание, о котором ведется речь, подразумевает уделение чаду специального времени, заинтересованность событиями его жизни, мягкое и последовательное введение в жизнь, поддержку и утешение в сложные для ребенка периоды.
Аль-Ахнаф ибн Кайс (рахимахуллахи) говорит о детях: «Они – плод наших сердец и опора наших спин, мы для них – земля под ногами и небо над головой. С их помощью мы решаем важные дела. Если они просят – дай, если гневаются – постарайся склонить их к милосердию, тогда они отплатят тебе привязанностью и сильной любовью. Не будь для них тяжким грузом, тогда им опостылеет твоя жизнь, они станут желать твоей смерти и ненавидеть твою близость».
И в этом случае особая отвественность ложится на плечи женщины. Мать – это первый учитель. Именно ей приходится обучать своих детей правилам поведения среди людей, разрешать их ссоры между собой, культивировать в них семейные ценности.
Всевышний Аллах сказал:
«О, верующие! Защитите себя и свои семьи от Огня, топливом для которого станут люди и камни. Управляют им [Адом] ангелы, жестокие и суровые. Они не ослушаются повелений Аллаха и делают [только] то, что им приказано» (ат-Тахрим, 6).
Али ибн Абу Талиб (р.а.) касательно этого аята сказал: «Приучайте себя и свои семьи благому, и воспитывайте своих домочадцев» (Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль»).
Как сказал один поэт: «Сирота – это не тот, чьи родители скончались, оставив его слабым. Сирота – это тот, у кого мать, оставившая его, и занятой отец».
Развитие наглядно-действенного мышления у детей с 1 до 3 лет, наглядно-образного – с 4 до 7 лет и словесно-логического – с более поздних лет являются показателем того, что детям надо показывать, рассказывать, объяснять.
Однако ребенок нуждается не только в правильно заданном направлении, как это происходит в детстве, отрочестве, юности, но также в поддержке и утешении в более поздние годы своей жизни.
Пророк Мухаммад (ﷺ) интересовался положением дел своих дочерей, даже когда они были замужем. Но, к сожалению, некоторые взрослые, даже находясь рядом со своими детьми в одном пространстве, рассаживаются по разным углам, не слыша и не видя друг друга.
Чем бы вы не занимались, уделяйте качественное внимание своим детям. Отвлекитесь от своих забот, когда они просят вас о чем-то, научитесь слушать и слышать их потребности, передайте им свою любовь, свои знания, свое отношение к жизни.
Помните, что у Пророка (ﷺ) тоже были матери (родная и молочные), у всех известных сахабов, табиинов, ученых, праведников и аулия были мамы. Но как эти женщины относились к своим детям...