С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Татарская пословица гласит: «Чисталык – сәламәтлекнең билгесе» («Чистота – показатель здоровья»). Действительно, наше здоровье зависит от соблюдения правил личной гигиены. Так, при загрязнении кожа теряет свои защитные свойства, на ней начинают размножаться болезнетворные микроорганизмы, а пот и кожное сало, разлагаясь, источают неприятные запахи.
Много микроорганизмов скапливается и под ногтями, поэтому рекомендуется регулярно стричь ногти, желательно коротко. Также через грязные руки можно заразиться различными кишечными инфекциями, гельминтами и т.д., во избежание всего этого необходимо обязательно тщательно мыть руки и принимать ежедневный гигиенический душ.
Если после каждого приема пищи не ополаскивать рот и не чистить зубы перед сном, то могут развиться серьезные заболевания десен и зубов. Любой врач вам скажет, как важна регулярная чистка языка. Ведь язык – это основное место скопления болезнетворных микроорганизмов в ротовой полости. Несоблюдение же правил личной гигиены половых органов может привести к таким заболеваниям, как уретрит, цистит, кольпит, бартолинит, кандидоз – у девочек и женщин, уретрит, баланит, баланопостит – у мальчиков и мужчин.
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Очищение – это половина имана (веры)» (Муслим). Мусульмане всегда уделяли особое внимание чистоте. Помимо соблюдения правил личной гигиены, верующие совершают ритуальное омовение, которое благосклонно отражается и на здоровье.
Пророк Мухаммад (ﷺ) побуждал мыть руки перед молитвой, до и после еды и после утреннего пробуждения. Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо ему не ведомо, где ночевала его рука» (Бухари, Муслим).
Мытье рук до и после еды является мустахабом. Сальман аль-Фариси (р.а.) передает: «Я (до принятия ислама) читал в Торе, что благодать еды – малое омовение перед ней. Я рассказал об этом Пророку (ﷺ) и он сказал: «Благодать еды – малое омовение и до неё, и после неё» (Тирмизи). Ученые, комментируя этот хадис, пришли к мнению, что здесь подразумевается не омовение, совершаемое для молитвы, а просто мытьё рук и рта (‘Аун аль-ма‘буд).
Передают со слов Ибн Аббаса (р.а.), что (однажды) посланник Аллаха (ﷺ) выпил молока, а потом прополоскал рот и сказал: «Ведь оно содержит жир» (Бухари, Муслим).
Абу Хурайра (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если бы это не было слишком трудным для моей общины, я велел бы им оттягивать вечернюю молитву (‘иша) и использовать сивак (прим. веточка арака, которой чистили зубы) перед каждой молитвой» (Бухари, Муслим).
Абу Бурда передает от своего отца [Абу Мусы аль-Аш‘ари]: «Мы пришли к посланнику Аллаха (ﷺ), чтобы попросить у него верховых животных, и я увидел, как он водит сиваком по языку» (Бухари).
Аммар ибн Ясир (р.а.) передает от посланника Аллаха (ﷺ): «Поистине, к естественным вещам относятся полоскание рта и промывание носа» (Абу Дауд).
Исламский этикет обучает использовать левую руку для того, чтобы убирать грязь. Например, для очищения после туалета, высмаркивания и других видов очищения и уборки нечистот. В этом действии, помимо сунны и наград за ее исполнение, кроется выгода и с точки зрения медицины. И заключается она в том, чтобы во время еды предотвратить попадание в рот инфекции через руку, которую верующий человек использовал при высмаркивании или подмывании.
«Когда один из вас ест, пусть ест правой, и когда пьет, то пусть пьет правой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой» (Муслим).
«Пусть никто из вас при оправлении нужды не касается полового органа правой рукой и не подмывается правой рукой» (Муслим).
Али ибн Абу Талиб (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) высмаркивался левой рукой (Насаи).
Посланник Аллаха (ﷺ) обучил верующих «гигиене туалета». Арабы не знали о подмывании с использованием воды до прихода Пророка (ﷺ). Всевышний похвалил жителей Медины, потому что они первые последовали тому, чему он их научил. Аллах сказал о них: «В ней – мужчины [ансары], которые любят очищаться. И Аллах любит очищающихся» (ат-Тавба, аят 108).
Посланник (ﷺ) учил этому мусульман еще до того, как люди поняли, что болезни могут передаваться по воздуху. Абу Хурайра (р.а.) передает: «Когда Пророк (ﷺ) чихал, он прикрывался рукой или куском ткани» (Тирмизи).
Сообщается, что Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Промежуток времени, который определил для нас посланник Аллаха (ﷺ) для подстригания усов, ногтей, удаления волос с лобка и подмышек, составлял не более сорока ночей» (Муслим).
Аиша (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) сказал: «Каждый, кто будет подстригать ногти в пятницу, будет убережен от всего злого и дурного до следующей пятницы» (Табарани).
Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Когда кто-то из вас идет спать, пусть он отряхнет свою постель, поскольку он не знает, кто приходил туда, когда он оставил ее» (Бухари). Пользу этого действия сегодня доказывают микробиологи, паразитологи и врачи.
Абдуллах ибн Аббас (р.а.) сказал: «Однажды посланник Аллаха (ﷺ) проходил мимо двух могил и сказал: «Поистине, они подвергаются мучениям, и мучают их не за что-то тяжкое. Этот не препятствовал попаданию мочи [на тело и одежду]. А этот распространял сплетни». Затем он велел принести свежую пальмовую ветвь, разломил её пополам и воткнул в землю над каждой из могил, сказав при этом: «Я надеюсь, что их мучения облегчатся до тех пор, пока эти ветви не засохнут». В похожей версии от Ибн Аббаса говорится: «Он не закрывался от мочи». А в версии Абу Му‘авии говорится: «Не избегал [попадания] мочи…» (Бухари, Муслим).
Все эти рекомендации Пророка (ﷺ) указывают на важность личной гигиены и несут верующему пользу в обоих мирах.