Преданность или материальная гарантия: для чего выплачивается махр?
![Фото: Kwangmoozaa / shutterstock.com. Фото: Kwangmoozaa / shutterstock.com.](https://islam-today.ru/files/news/part_15/155352/790346-INNERRESIZED600-700-shutterstock_753671818.jpg)
Фото: Kwangmoozaa / shutterstock.com.
Всемогущий Аллах повелевает следующее:
«Отдавайте женщинам (на которых вы женились) их брачный дар (махр) безвозмездно...» (Ан-Ниса, 4).
Слово «садукат», использующееся в данном аяте в значении махра, происходит от одного корня со словом садакат (верность) и требует от мужчин выплаты некоторого количества имущества своим будущим женам, чтобы показать свою любовь и верность.
Махр, выплачиваемый мужчинами во время супружества, показывает его преданность и в то же время является материальной гарантией для женщины. Учитывая важность этого, Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Поистине, самым достойным для выполнения является условие, делающее дозволенными вам женщин (махр)» (Муслим).
![Фото: shutterstock.com. Автор: RuskaPixs. Фото: shutterstock.com. Автор: RuskaPixs.](https://islam-today.ru/files/news/part_15/155352/790344-INNERRESIZED600-700-788348-INNERRESIZED600-700-shutterstock_2245569285.jpg)
Фото: shutterstock.com. Автор: RuskaPixs.
Другими словами, это является правом женщины (Абу Дауд, Насаи). Пророк ﷺ подчеркивал важность выплаты махра во время бракосочетания, подтвердив это тем, что повелел своему сподвижнику дать своей будущей жене хотя бы железное кольцо (Бухари), поскольку его материальное положение было не из лучших.
Однако размер махра определялся в зависимости от материального положения брачующихся и местных условий. Следующими словами Пророк ﷺ советовал проявлять умеренность в вопросе определения махра, чтобы не уйти в крайность: «Наилучшим бракосочетанием является легкое бракосочетаниe» (Абу Дауд).
«Самой благодатной является женщина, которая обеспечивает легкость в вопросе выплаты махра» (Хаким).
Наставление пятницы: целомудрие – оружие против нафса
Посланник Аллаха ﷺ также учитывал экономические трудности в условиях того времени. Мужчины, которые не могли выплатить что-либо материальное в качестве махра своей будущей жене, получали некоторое послабление. Пророк ﷺ сообщил о том, что для мужчин и женщин, находящихся в таком положении, махром могут служить не только материальные ценности, но и высокие духовные ценности. Например, он женил одного из своих сподвижников, не имевшего какого-либо материального имущества, взамен на то, что тот обучит свою жену сурам священного Корана, которые знал наизусть (Бухари).
Пророк ﷺ, считавший махр естественным правом женщины, также упразднил брак под названием «шигар», оставшийся со времен джахилии. В этом виде брака, который можно назвать «обменом», мужчины обменивали своих дочерей или сестер, находящихся под их опекой, без выплаты махра (Муслим).
Подобным образом люди того времени избавляли себя от выплаты махра с помощью брака шигар. Пророк ﷺ запретил подобные виды бракосочетания без выплаты махра, включая «браки по обмену» (бардаль).
Из книги «Брачный союз в свете хадисов»
Читайте также:
-
Как Пророк Мухаммад (ﷺ) и его сподвижники от сильного голода повязывали камни себе на живот. Мать правоверных Айша о сытости
Абу Тальха (رضي الله عنه) передал: ”Как-то раз мы пожаловались Посланнику Аллаха (ﷺ) на сильный голод, который постиг нас. Мы приподняли свою одежду и показали ему (ﷺ) камни, которые были повязаны у нас на животе
-
Саад ибн Абу Ваккас – искусный стрелок из лука
Саад ибн Абу Ваккас (радыйАллаху анху)
Один из выдающихся сахаба, удостоенный вести о башарате, член Высшей Шуры сахабов, из тех, кто ранее всех принял Ислам. Когда пришел в мусульманство, ему было всего 19 лет. Его родословное древо: Саад ибн Абу Ваккас (Малик) ибн Вухейб ибн Габеманнаф ибн Зухра ибн Киляб. Состоит в родственной связи с Пророком Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) со стороны прадеда Киляба.
-
"Шамаиль нельзя назвать оберегом, но это определенно сакральный объект"
В любом татарском доме можно найти рисунки и надписи, которые развешиваются на стенах. Для ислама характерно отсутствие изображений живых существ, в том числе людей. Поэтому в основном шамаиль представлял собой священные изречения из Корана.
-
Тот, кто хоть немного почувствует запах любви Аллаха...
«Тот, кто хоть немного почувствует запах любви Аллаха, отвернется от мирских дел, и полностью посвятит себя этой любви. Тому, кто на самом деле желает Аллаха, необходимо оборвать все связи со всем, что кроме Него. Так как сердце является зеркалом. Даже Арш и Курси не могут стать завесой для сердца верующего. Через эту завесу верующий созерцает великолепие Аллаха...
-
Можно ли женщинам во время месячных стричь волосы или ногти?
Человеку, находящемуся в состоянии джанаба (полового осквернения), нежелательно...
-
За что ангелы проклинают людей, и что будет с такими людьми?
Вопрос: в некоторых аятах и хадисах говорится, что за какие-то поступки ангелы будут проклинать верующего. Как это понять? Что случится с человеком, если ангелы будут проклинать его? Спасибо.
-
Войдут ли иудеи и христиане в Рай?
С приходом посланника Аллаха ﷺ единственной религией для исповедания стал ислам. Смогут ли люди войти в райские сады, не будучи мусульманами?
-
Можно ли оставлять еду открытой?
Одним из адабов (этикетов), связанных с обращением с едой, является правило не оставлять ее открытой, а закрывать со словами «Бисмиллях».