С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Абу Хурайра (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, у кого есть дети, пусть обязательно играется с ними, как ребенок» (Бухари, Муслим). Однако многие родители считают игры баловством и не более, и сильно ошибаются.
В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра. Игра занимает бо́льшую часть жизни ребенка.
Если вы хотите расположить к себе ребенка, вы должны играть с ним. Семь самых важных преимуществ игры:
В процессе игры ребенок узнает много нового, осознает основные закономерности.
Жизнь детей – это игра. Нельзя обесценивать игры. Более того, они воспринимают все поступки взрослого, как игру. Так, даже после игр с вами вы можете услышать от крохи: «Ступай, играй!» Таким образом, игра самым лучшим образом показывает ребенку, что он любим и значим.
Вы, наверное, замечали как дети придумывают себе игры? Это требует воображения и нестандартного мышления. Через игры дети исследуют новые идеи и интересы. Вокруг себя они создают и воплощают тот свой маленький уникальный мир, который сокровенно существует в их фантазиях.
В каждой игре есть правила. И ребенок учится играть по ним. А иначе игра не будет иметь своего продолжения.
В играх ребенок учится думать о потребностях и чувствах других людей. В противном случае игра быстро закончится. Таким образом, игра вынуждает ребенка выстраивать взаимоотношения с людьми.
Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка отражает то, что происходит в душе у маленького человечка. Поэтому, важно наблюдать за играми ребенка.
Мозг ребенка наиболее активен в процессе игры. Поэтому, через игры можно легко и приятно обучить его основам веры и ислама.
Пророк Мухаммад (ﷺ) тонко подмечал значимость игр для ребенка. Лучший из рода человеческого (ﷺ) всегда находил повод поиграть с детьми. Именно поэтому, он не сердился и не прекращал невинные игры ребенка даже во время намаза!
Иногда посланник Аллаха (ﷺ) совершал намаз, держа на руках кого-нибудь из своих внуков или внучек. А бывало, что Пророк (ﷺ) совершал саджда, они взбирались к нему на спину, и он продлевал свой земной поклон до тех пор, пока они не слезали на землю (Абу Давуд, Насаи). Такое отношение взрослых не отдаляло детей от джамаата, наоборот, в детях крепла любовь к намазу и к мечети.
От Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается: «Как-то Пророк Мухаммад (ﷺ) носил на плечах внука Хусейна. Некий человек, увидев это, сказал Хусейну: «О, сынок, какое у тебя прекрасное средство передвижения!» Пророк (ﷺ) в ответ промолвил: «Он тоже прекрасный всадник!» (Тирмизи).
Как-то Пророк (ﷺ) сказал: «Первое, чему необходимо обучить детей – это прекрасным образом научить словам «Ля иляха илляллах» (Байхаки).
Наш Пророк (ﷺ) находился дома у своего друга Абу Бакра (р.а.). Будущая мать правоверных Айша (р.а.) была еще ребенком. Она играла неподалеку. На посланника Аллаха (ﷺ) снизошло Божественное откровение. Во время игры Айша (р.а.) услышала ниспосланный аят. Она продолжала играть, но пока играла, выучила аят наизусть:
«Но Час [Судного дня] – назначенный для них срок. И час этот – самый тяжелый и самый горький!» (аль-Камар, 46).
Таким образом, играя с детьми, мы даем им понять, что разделяем их интересы, выражаем свою любовь к ним, мягко и нежно обучаем их основам религии.
В мире существует большое разнообразие игр. Многие из них похожи друг на друга. Научите ребенка играм из своего детства. Например, татарским играм: продаем горшки (чулмак уены), серый волк (соры буре), скок-перескок (кучтем-куч), жмурки (кузбайлау уены), ловишки (тотыш уены), мяч по кругу (теенчек уены), кольцо (йозек) и др.
В игровой форме заучивайте с детьми столпы имана и ислама. Это могут быть легкие четверостишия в комбинации с пальчиковыми играми. Вместе с ребенком рисуйте, лепите арабские буквы. Сделайте карточки с арабским алфавитом и пусть ваши дети произносят буквы наперегонки.
Читая с ребенком историю какого-либо пророка, изобразите с ним свои ассоциации от услышанного. Например, узнав о первом человеке и первом пророке Адаме (а.с.), можно предложить ребенку нарисовать, слепить или сделать аппликацию плодового дерева, а о пророке Нухе (а.с.) – корабль.
Читайте ребенку аяты и хадисы. Старайтесь доступно изложить их ему, а также сделать вместе с ним правильные выводы. Например, можно рассказать ребенку содержание суры «Филь». Не забудьте при этом добавить, что Аллах Велик и все происходит по Его воле. У ребенка должны формироваться правильные жизненные убеждения.
Если в доме будет царить атмосфера любви к пророку Мухаммаду (ﷺ) и Всевышнему Аллаху (Свят Он и безупречен), то дети легко усвоят сказанное и наглядно показанное им взрослыми людьми.