Эти знания делятся на две категории:
Этот вид знаний называется ильми-халь. Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Спросите у людей знающих, если сами не знаете» (ан-Нахль 16/43).
Передается от Анаса Ибн Малика (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Стремление к знанию является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки» (Ибн Маджа, Мукаддима, 17; Хайсами, Маджмауз-Заваид, 1/323 (№ 472).
В книге «Талимуль-Мутааллим» говорится:
В каком бы состоянии не находился мусульманин, для него является фардом (обязанностью) обладать знаниями, касающимися того состояния, в котором он находится.
Таким образом, тот человек, для которого намаз стал фардом, обязан обладать знаниями о намазе в том объеме, который позволял бы выполнять его.
Точно так же получение знаний необходимых для выполнения какого-либо ваджиба, будет для человека ваджибом. Так как причины, позволяющие человеку выполнить какой-либо фард, сами тоже являются фардом.
Точно так же причины, позволяющие выполнить ваджиб, сами являются ваджибом. То же самое касается поста, а также закята и хаджа, если человек обладает необходимым количеством имущества.
Если человек занимается торговлей, то то же самое касается и торговли.
Это интересно: «У его ног находятся все знания мира»
Точно так же являются фардом знания, касающиеся повседневных отношений между людьми, а также знания, касающиеся выбранной человеком профессии.
Так же является фардом знание о состояниях сердца таких, как упование, раскаяние, страх, довольство и так далее. Так как человек постоянно находится в том или ином из этих состояний.
То же самое относится и знанию о чертах характера таких, как щедрость, жадность, трусость, смелость, высокомерие, скромность, целомудрие, расточительство, скаредность, и всем остальным.
Так как высокомерие, жадность, трусость и расточительство, являются харамом. А избавиться от них можно лишь обладая необходимым знанием об этих чертах, а также знанием их противоположностей. Поэтому для каждого человека эти знания являются фардом.
В заключение хотелось бы сказать, что знание подчинено тому предмету, которого оно касается. Так, например, если предмет изучения является фардом или харамом, то получение знаний касающихся данного предмета будет фардом.
Если предмет изучения является ваджибом или макрухом, то получение знаний касающихся данного предмета будет ваджибом.
Читайте также: Отсутствие мазхабов – мост в нерелигиозность
Если же предметом изучения является сунна, то получение знаний касающихся данного предмета будет сунной или нафилем.
То же самое касается и амру биль-маруф ва нахий аниль-мункар (побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого), однако связанные с этим знания являются фардом-кифая, тогда как ильми-халь является фардом-айн.
Как уже упоминалось немногим ранее, изучение вероубеждений ахлю-сунна, является фардом-айн (персональной обязанностью каждого человека).
То же самое касается и разъяснения вероубеждений ахлю-сунна, путем приведения необходимых аргументов и доказательств.
Продолжение следует...
Все фото: shutterstock.com
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»