Важное правило в исламе: действия Пророка (с.а.с.) касались не только его самого, но и всех мусульман. Его слова и действия являются одним из главных источников исламского права. Отсюда, неправильно утверждать, что действия Пророка (с.а.с.) не распространяются на других представителей уммы, если только нет достоверного довода этому. Всевышний Аллах сказал:
«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (аль-Ахзаб, 21).
Сподвижники следовали примеру посланника Аллаха (с.а.с.) во всем и не спрашивали его, касается ли то или иное повеление только его самого или распространяется и на других. Одним из многочисленных доводов этого является тот случай, когда Пророк (с.а.с.) встал на молитву вместе со своими сподвижниками, во время которой он снял свои сандалии. Сподвижники вслед за ним тоже сняли свою обувь. После молитвы Пророк (с.а.с.) спросил: «Почему вы сняли обувь?» Люди ответили: «Мы видели, как ты снял свои сандалии». Тогда Пророк сказал: «Ко мне явился Джибриль (а.с.) и сообщил, что на них грязь (наджас), и я снял их. Если кто-нибудь из вас придет в мечеть, пусть осмотрит подошву своей обуви. Если на ней окажется грязь, пусть очистит ее землей, а затем молится в них» (Ахмад).
Приводятся также разнообразные сообщения о том, как Пророк (с.а.с.) сердился, когда люди считали, что некоторые веления Аллаха касаются лишь его самого. Аиша (р.а.), жена Пророка (с.а.с.), рассказала, как однажды к дверям его дома подошел один сподвижник и спросил: «О, посланник Аллаха, иногда с наступлением времени утренней молитвы я нахожусь в состоянии большого осквернения, но при этом я хочу соблюдать пост». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «И со мной бывает так, что с наступлением времени утренней молитвы я нахожусь в состоянии большого осквернения, но при этом желаю соблюдать пост. И я совершаю полное омовение и пощусь». Этот человек сказал: «О, посланник Аллаха, ты не таков, как мы, ведь Аллах простил тебе все твои прошлые и будущие грехи!» Посланник Аллаха (р.а.) разгневался и воскликнул: «Клянусь Аллахом, поистине, я надеюсь, что больше всех из вас боюсь Аллаха и лучше всех из вас знаю о том, чему следую!» (Абу Дауд).
Мы познакомились с важным правилом в религии, которое гласит, что действия Пророка (с.а.с.) касаются всех мусульман уммы, а не только его самого. Однако есть ряд исключений их этого правила.
Посланник Аллаха (с.а.с.) однажды сказал: «Поистине, членам семьи Мухаммада (с.а.с.) не следует прикасаться к садака, ибо садака есть не что иное, как результат очищения имущества и душ людей» (Ахмад, Муслим, Абу Дауд)
В этом хадисе посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил, что садака, к которой относится и обязательный закят, и желательная милостыня, запретна для него самого, а также для его семейства.
Однажды его внук Хасан ибн Али поднял финик из кучи фиников, которые были собраны в качестве милостыни, и положил его в рот. Пророк (с.а.с.) сказал ему: «Нельзя, нельзя, выплюнь это! Разве ты не знаешь, что мы не едим садака?!» (аль-Бухари и Муслим).
Известен случай, когда посланник Аллаха (с.а.с.) поставил своих жен перед выбором: или они выберут семейную жизнь с ним, но тогда им запрещалось проявлять недовольство теми благами, что предоставил им Пророк (с.а.с.), либо же они выберут радости и блага этого мира, но за это Пророк (с.а.с.) должен был развестись с ними. Аллах ниспослал:
«О, Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (аль-Ахзаб, 28-29).
Ученые-толкователи приводят различные версии того, почему Всевышний велел Пророку (с.а.с.) поставить своих жен перед таким выбором. Некоторые говорят, что жены Пророка (с.а.с.) стали просить у него те блага, на которые у него не было средств. Другие приводят другие истории. Важно то, что все матери правоверных предпочли жизнь вместе с Пророком (с.а.с.), за что Аллах поднял их по степеням и в качестве Своей милости запретил Пророку (с.а.с.) жениться на ком-либо еще.
Всевышний Аллах сказал:
«Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью» (аль-Ахзаб, 52).
Ряд ученых, как, например, Ибн аль-Араби (р.а.) считали, что Пророку (с.а.с.) было запрещено жениться на христианках, ведь его жены являлись матерями правоверных: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены - их матери» (аль-Ахзаб, 6).
Что касается Марии, которая родила ему сына, то она была его невольницей. И сообщается, что она со временем приняла ислам.
Пророку (с.а.с.) запрещалось подавать людям тайные знаки глазами. Это он называл «вероломством глаз».
Сообщается, что в день завоевания Мекки Абдуллах ибн Са‘д ибн Сарх спрятался у Усмана ибн Аффана, а потом тот привёл к Пророку (с.а.с.), который принимал у людей присягу на верность исламу, и сказал: «О, посланник Аллаха! Прими присягу Абдуллаха!» Посланник Аллаха поднял голову и трижды посмотрел на него, каждый раз отказываясь принимать его присягу, но после этого всё же принял её. Позже он обратился к своим сподвижникам со словами: «Неужели не нашлось среди вас разумного человека, который, увидев, что я не протягиваю руку, поднялся бы и убил его?» Люди сказали: «Но мы же не знаем, о посланник Аллаха, что у тебя на душе. Почему же ты не подал нам знак глазами?» Посланник Аллаха сказал: «Не пристало пророку совершать вероломство глазами!»
Дело было в том, что Абдуллах ибн Са'д принял ислам до Худайбийского соглашения и переселился в Медину, но вскоре оставил религию и вернулся обратно в Мекку. Из-за его вражды к мусульманам Пророк (с.а.с.) не хотел сперва принимать его присягу, но все же он принял его, и Абдуллах стал его сподвижником.
Islam-Today