«Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него. Те, которые уверовали, знают, что это – истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?». Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако Он вводит в заблуждение посредством нее только нечестивцев» (Аль-Бакара, 26).
В соответствии с риваятом, переданным от Абдуллаха ибн Масуда и некоторых других сахабов, приведенного Ибн Джариром по своей цепочке от Судди, когда Аллах Всевышний в 17 и 18 аятах привел пример, касающийся лицемеров, лицемеры сказали: «Аллах превыше того, чтобы приводить такие примеры». И тогда был ниспослан этот аят.
В соответствии с риваятом, переданным Вакиди от Ибн Масуда, Аллах Всевышний, упоминая о ложных божествах, которым поклонялись многобожники, ниспослал аят «О, люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (Аль-Хадж, 73).
Также, упоминая об их ловушках, Всевышний ниспослал аят «Те, которые взяли себе покровителей и помощников помимо Аллаха, подобны пауку, соткавшему себе жилище. Воистину, самое непрочное жилище – это жилище паука. Если бы они только знали!» (Аль-Анкабут, 41).
Многобожники сказали: «Разве вы не видите, что в том, что ниспосылается Мухаммаду в качестве примеров Аллах приводит муху и паука. Что же это за Бог, который приводит в качестве примера столь ничтожных существ?!». Разве Бог стал бы делать это?».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него...».
Однако один из передатчиков данного риваята по имени Абдульгани является очень слабым рави [Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/11-12].
Этот риваят приводит Вахиди в своей книге «Асбабун-Нузуль» от Ибн Аббаса [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 21-22].
Хасан и Катада говорили: «Когда Аллах Всевышний упомянул в своей книге муху и паука в качестве примера того, что делали многобожники, иудеи рассмеялись и сказали: «По правде говоря это не похоже на слова Аллаха». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 1/168; Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Медарикуль-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/73].
В соответствии с риваятом Ибн Абу Хатима, переданным от Хасана, когда был ниспослан аят «О, люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи...», многобожники сказали: «Что это за пример такой?», или сказали нечто подобное, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Самый первый из приведенных риваятов является наиболее достоверным с точки зрения иснада (цепочки передатчиков) и более остальных соответствует тому, о чем говорится в начале суры.
По сути, тот факт, что в других риваятах говорится о том, что данный аят был ниспослан в ответ на недовольство идолопоклонников тем, что Аллах Всевышний в качестве примера привел им муху и паука, не соответствует тому, что этот аят был ниспослан в Медине.
Из вышеприведенных риваятов наиболее подходящим является риваят Вахиди, в котором говорится о том, что это иудеи выразили свое недовольство тем, что в качестве примера Аллах Всевышний привел муху и паука [Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/13].