Нафсу тоже нужна передышка...

Ислам призывает нас к воспитанию нафса и к борьбе против его низменных желаний. Нафс многие ученые ассоциируют с источником желаний человека, противоречащих положениям Шариата. Всевышний Аллах в Коране сообщил, что тем, кто одолевает свой нафс, обещаны райские сады:

«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» («ан-Нази'ат», 40-41).

Следуя наставлениям, некоторые люди начинают бросаться в чрезмерность и делают все, чтобы «сломить» свой нафс. Они забывают, что нафс человека – это неотъемлемая его часть, а не отдельное существо. Без последовательности, опыта и практики такая чрезмерная борьба может привести к печальным последствиям. Поэтому нафсу необходимо давать «передышку», не слишком утруждать его и лишать всего подряд.

Болезни нафса: когда нафс начинает контролировать хозяина?
Когда нафс берет верх над душой человека? И как это предотвратить?
03.09.2020
7954

Об этом говорили многие великие ученые. Среди них Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах), который в своем известном труде «Сайд аль-хатыр» писал о гармонии между поклонением, размышлением и требованием знания:

«Требование знания и преподавание зачастую приводят к черствости сердца. Если бы не надежды на будущее и не отсутствие постоянных эмоций (как, например, постоянный страх перед наказанием или слезы любви к Аллаху), то я бы забросил требование знания.

Когда я пишу хадисы, то надеюсь, что буду передавать их. Если я начинаю составлять какой-либо труд, то я делаю это с намерением завершить его. Когда же я читаю наставления и предостережения, то сердце мое смягчается, к глазам подступают слезы и сердце охватывает спокойствие. Однако усердие в получении знания и преподавание лучше, пусть даже у них есть свои минусы, которые я упомянул выше.

Что касается смягчения сердца посредством наставлений и размышления, то постоянно усердствующие на этом пути похожи на трусов и лентяев, которые довольствуются лишь своим спасением и оставляют призыв, наставление и преподавание другим людям, постоянно уединяясь и занимаясь лишь собой.

В этом необходимо придерживаться золотой середины. Чтобы чрезмерно не придаваться чувствам, я стараюсь не так часто посещать кладбище и умирающих людей. От этого размягчаются сердца, но теряется сосредоточенность, что просто необходимо в требовании знания.

Те, кто чувствует черствость сердца, должны прибегать к тем делам, что смягчают его. Те же, кто чрезмерно эмоциональны и не могут взяться за требование необходимого знания, должны поменьше совершать подобные дела».

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle