«Всевышний Аллах оказал помощь исламу против тех, кто враждовал с ним»
هَذَانِ خَصْمَانِ اخْتَصَمُوا
فِي رَبِّهِمْ فَالَّذِينَ كَفَرُوا قُطِّعَتْ لَهُمْ ثِيَابٌ مِّن نَّارٍ يُصَبُّ
مِن فَوْقِ رُؤُوسِهِمُ الْحَمِيمُ
«И две группы соперников [верующие – одна группа, все неверующие – другая], которые спорили о своем Господе [и Его религии]. Неверующим [в Аду] выкроят одежду из огня [то есть, адское пламя полностью их накроет], а на головы им будут сверху лить кипяток» (аль-Хадж, 19).
По поводу обстоятельств ниспослания этого аята имеются два риваята: Передается от досточтимого ‘Али радыяллаху ‘анху, который поведал: «Я буду первым из тех, кто в день ахирата встанет на колени перед аль-Рахманом из-за хусумата (для вынесения решения (хукм) относительно тяжбы между ним и людьми)».
Рави Кайс говорил: «Коранический аят «И две группы соперников [верующие – одна группа, все неверующие – другая], которые спорили о своем Господе [и Его религии]…» был ниспослан про тех, кто в день Бадра сражались на поединках. Это были ‘Али, Хамза, Убайда и Шейба ибн Раби‘а, Утба ибн Раби‘а, аль-Валид ибн Утба». Также у имама аль-Бухари имеется сообщение от Абу Зарра, который клятвенно утверждает, что этот аят был ниспослан про них.
Когда лучше совершать добровольное поклонение?
У имама Муслима также приводится этот хадис от Абу Зарра с таким текстом: «Кайс ибн Аббад говорил: «Я слышал, как Абу Зарр клялся в том, что аят «И две группы соперников [верующие – одна группа, все неверующие – другая], которые спорили о своем Господе [и Его религии]…» был ниспослан про тех, кто в день Бадра вышли на поединок друг против друга: (от мусульман) ‘Али, Хамза, Убайда ибн аль-Харис; (от мушриков) сыновья Раби‘и – Утба и Шейба с аль-Валидом ибн Утбой”.
Абу Дауд ат-Таялиси передал этот же хадис собсвенным иснадом также от Абу Зарра.
В сражении при Бадре, когда перед началом боя вышедшие от мушриков для поединка Утба, Шейба и Валид выразили недовольство тем, что на поединок с ними вышли трое противников из ансаров и потребовали противников из курайшитов, наш Пророк ﷺ выпустил Хамзу, ‘Али и Убайду ибн аль-Хариса ибн Мутталиба (который был на десять лет старше его самого) радыяллаху ‘анхум.
Убайда был тяжело ранен при Бадре и умер на обратном пути в Медину у селения под названием Сафра. Он покинул этот мир в возрасте 63 года (Иззуддин ибн аль-Асир «Усдуль-габа фи марифате ас-сахаба», ср.: Мухаммад Ибрахим аль-Бенна, Мухаммад Ахмад Ашур, Мухаммад ‘Абдулваххаб Фаид, Каир, (без даты), III, 553-554).
В риваяте Катады Ибн ‘Аббас радыяллаху ‘анху дает такое пояснение: «Здесь речь идет о людях Писания. Они говорили му᾿минам: “Мы больше вас достойны Аллаха: наше Писание было раньше вашего, наш пророк – раньше вашего пророка”.
Му᾿мины сказали: “Мы больше вас достойны Аллаха: мы уверовали и в Мухаммада ﷺ, и в вашего пророка, уверовали во все священные Писания, ниспосланные от Аллаха. Наша Книга выносит решение обо всех других писаниях. Вы же, хорошо зная, что наш Пророк ﷺ является истинным пророком, оставили и отвергли его исключительно из-за вашей зависти. Это и есть тяжба и препирательство двух групп, и Всевышний Аллах оказал помощь Исламу против тех, кто враждовал с ним, сделал его победителем и ниспослал этот аят”. Это событие также стало причиной ниспослания 123-го аята суры “ан-Ниса”.
Из книги "Асбабун-Нузуль"
Читайте также:
-
В чем разница между хаджем-ифрад и таматту?
ИншаАллах Рахман, в этом году я собираюсь в Хадж, кстати, через ДУМ РТ Хадж. И у меня есть некоторые вопросы, вернее, один. Не могли бы вы разъяснить разницу между хаджем-ифрад и таматту? Надеюсь, это Вам знакомо? И есть ли еще какие-либо виды хаджа, если есть, то какие и какова разница между ними?
-
«Приблизился Час, и раскололся месяц»
Одним из чудес, которое Всевышний совершил руками Мухаммада (ﷺ), стал раскол Луны. Это случилось тогда, когда мекканцы попросили пророка (ﷺ) сотворить чудо в подтверждение cвоей правдивости. Бог расколол луну на две половинки, а затем снова объединил их.
Об этом в Коране говорится: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Коран 54:1).
-
Разрешал ли Пророк (ﷺ) находиться в мечети маленьким детям?
На протяжении всей эпохи счастья (асрус-саада) дети всегда были ценной и неотъемлемой частью джамаата. Конечно, и в то время, как и сегодня, дети игрались, прыгали, бегали, могли во время намаза заплакать или засмеяться...
-
Дозволенность шуток и смеха в исламе: что можно, а что нельзя
Греховная речь может проявляться в разнообразных формах. Наиболее распространенной формой которой является сплетни. Сплетни бывают двух видов: злословие, что значит негативно отзываться о человеке, которого нет рядом, даже если это правда. Второй вид – клевета, что означает наговаривать о человеке, которого нет рядом. Это включает в себя подозрения без доказательств и поиск недостатков в других людях.
-
Потрясающее физиологическое воздействие намаза
Намаз оказывает благотворное терапевтическое и духовное воздействие на мусульманина, начиная с момента ритуального омовения (вуду) и до совершения специальных ритуальных телодвижений в процессе намаза: такбир, киям, руку, саджда, джалса и таслим.
-
7 хадисов о том, как достичь семейного счастья
Тот, кто хочет, чтобы его жена обладала хорошим нравом, прежде всего, должен сам исправить свой нрав. В Коране говорится о том, что бедствия и несчастья, постигающие нас, являются следствием совершенных нами грехов. Поэтому тот, кто будет соблюдать все предписания и запреты религии, будет хорошо уживаться со своей женой.
-
7 привычек мусульманина, приносящих в жизнь баракат
Вам следует развивать в себе следующие 7 духовно-продуктивных привычек, которые принесут баракат на протяжении всей вашей жизни и будут способствовать успеху в ваших делах, а главное – приведут к довольству Всевышнего Аллаха. Для этого нужно выработать следующие привычки в поклонении
-
7 человек, на которых Всевышний не посмотрит в Судный день
Передано от Абу Шурейха: поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяние своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает хороший прием своему гостю. Срок оказания гостеприимства составляет три дня, наградой ему послужит один день, а всё, что сверх этого, станет для него садакой».