«(О, Пророк!) Мы видим, как ты обращаешь лицо к небу (в ожидании прихода откровения об изменении направления намаза на Каабу), и Мы обязательно обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Обрати же лицо (во время намаза) в сторону мечети аль-Харам. (О, верующие!) И где бы вы ни были, (во время намаза) обращайте лица в ее сторону. Поистине, те, кому дана Книга (из иудеев и христиан), знают, что (изменение киблы) это – истина от их Господа (ибо они знали, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) – это пророк, о котором говорилось в их книгах, и что он не станет приказывать что-то неправильное). И от Аллаха не скрыто ничего из того, что они делают» (Бакара, 144).
Что касается данного аята, то по поводу того, где и когда он был ниспослан, как долго посланник Аллаха ﷺ, находясь в Медине, совершал намаз в сторону Бейтуль-Макдис, и какова была реакция людей на изменение киблы (с Бейтуль-Макдис на Каабу), существуют различные риваяты.
Хазин в своей книге «Любабут-Тавиль» приводит следующий риваят: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал Джибрилю: «Я очень хочу, чтобы Аллах Всевышний направил меня в сторону Каабы. Так как она является киблой моего деда Ибрагима».
Джибриль сказал: «Я такой же раб, как и ты. Но ты обладаешь наибольшим достоинством перед Аллахом и наивысшей степенью по сравнению со всеми другими. Тебе следует самому попросить своего Господа об этом».
После этих слов Джибриль вознесся в небеса. В надежде на то, что Джибриль принесет сообщение об изменении киблы, посланник Аллаха ﷺ постоянно ходил, устремив свой взгляд на небеса. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «(О, Пророк!) Мы видим, как ты обращаешь лицо к небу...» [Аляуддин Али ибн Мухаммад аль-Багдади аль-Хазин, Любабут-Тавиль фи Маанит-Танзиль, 1/93].
Судди, рассказывая о реакции людей на изменение киблы, говорит: когда посланник Аллаха ﷺ совершал намаз в сторону Бейтуль-Макдис, пришло повеление об изменении киблы на Каабу. Когда он в намазе повернулся в сторону Каабы, люди впали в разногласия.
Лицемеры сказали: «Что происходит с этими людьми? Сначала они совершают намаз в одном направлении, а затем меняют его и совершают намаз в другом направлении».
Мусульмане же спрашивали: «Что же будет с нашими братьями, совершавшими намаз в направлении Бейтуль-Макдис, и умершими до того, как была изменена кибла? Примет ли Аллах Всевышний намаз от них и от нас?».
Мекканские многобожники говорили друг другу: «Мухаммад запутался в вопросах религии. Он отвернулся от прежней киблы и повернулся к вам. Он понял, что вы находитесь на более правильном пути. Не переживайте, близок час, когда он вернется в вашу религию».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал в отношении мунафиков следующий аят: «Это (смена киблы) оказалось (очень) сложным для всех, кроме тех, кого Аллах наставил (наделив их пониманием мудрости Своих повелений)».
Изменение киблы произошло во время совершения посланником Аллаха ﷺ намаза в мечети Бану Салим, поэтому эту мечеть стали называть «Масджидуль-кыблатайн».
Что касается момента изменения киблы, то по этому поводу высказывались различные мнения: во время полуденного намаза, во время послеполуденного намаза, до полуденного намаза, сразу после завершения полуденного намаза, вне времени намаза. Это последнее мнение является наиболее предпочтительным.
Что же касается времени ниспослания аята, то нет никаких разногласий в том, что он был ниспослан во втором году хиджры. Однако имеются разногласия по поводу того, в каком месяце был ниспослан данный аят, в Раджаб или в Шаабан.
Все фото: shutterstock.com.