Вопрос.
Прочитал у вас на сайте об итикафе. Можете ли вы более подробно объяснить, как он совершается?
Ответ.
Существуют три разновидности итикафа: ваджиб, сунна муаккада и мустахаб.
Итикаф ваджиб: этот вид итикафа совершается при ранее сделанном намерении. Например, когда вы дали слово совершить итикаф без каких-либо условий: “Ради Всевышнего, даю слово провести десять дней в итикафе”. Или с каким-либо условием: “Если у меня получится такое-то дело, ради Всевышнего, даю слово провести десять дней в итикафе”. В обоих случах итикаф становится ваджибом. Однако, считается, что недостаточно проговорить даваемое слово лишь мысленно, оно должно быть сказано языком вслух.
Итикаф сунна-муаккада: сунной-муаккадой считается тот итикаф, который делается в последние десять дней месяца Рамадан. Продолжать эту благословенную сунну Посланника Аллаха (мир ему) является важной обязанностью мусульман. Если в каком-либо городе или поселке хотя бы один мусульманин выполнит эту сунну, то со всех других эта обязанность будет снята.
Итикаф мустахаб: к нему относится итикаф, который человек вознамерился делать уже войдя в мечеть. Тут нет определенного срока. Например, если человек вошедший в мечеть для намаза, вознамерился делать итикаф, то время, которое он проведет в мечети будет считаться итикафом.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛЬНОМУ ИТИКАФУ
* Итикаф должен совершаться в здравом уме и в ритуальной чистоте. Сумасшедшие, женщины во время хайда и люди без ритуальной чистоты [джунуб] не могут совершать итикаф.
* Для итикафа является обязательным сделать намерение находиться в мечети или месте, которое выполняет функцию мечети. Нахождение в мечети без намерения не будет считаться итикафом. Само намерение можно сказать мысленно. Однако в некоторых случаях предпочтительно проговорить его вслух.
* Местом для итикафа может служить лишь мечеть или другое молельное место, где пять раз в день совершается намаз. Лучше всего совершать итикаф в больших мечетях. А женщины могут совершать итикаф у себя дома в одной из комнат, а если она одна, то приспособив для этого часть комнаты. Если женщина делает итикаф ваджиб, то она может покидать свое место лишь при крайних потребностях.
* Если делается иткаф ваджиб, то необходимо поститься. Согласно ханафитскому мазхабу поститься обязательно, а шафиитскому - не обязательно (даже во время итикафа ваджиба).
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ИТИКАФА
* В последние десять дней месяца Рамадан, если есть возможность, необходимо постараться провести итикаф в Масджиде аль-Харам, Масджиде ан-Набави, Масджиде аль-Акса, либо в какой-то другой многолюдной мечети.
* Тот, кто находится в итикафе должен проводить свое время за чтением Корана, хадисов Пророка (мир ему), чтением жизнеописания пророков (мир им), изучением религиозных вопросов или наоборот - обучением им других. А также, если позволяют знания, за написанием религиозных трактатов.
* Говорить только правду и добрые слова. Воистину, нет плохого в том, если разговаривать о вещах, не являющихся грехом. Не говорить с другими, считая это поклонением, является макрухом.
* Тот, кто находится в итикафе должен надеть красивые одеяния и пользоваться благовониями.
ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НАРУШАЮТ И НЕ НАРУШАЮТ ИТИКАФ
* Тот, кто совершает итикаф ваджиб, если это мужчина - должен постоянно находиться в мечети, а если женщина - то в отведенном для этого месте. Если человек без уважительной причины, будь то намеренно или по ошибке, выйдет из этого места, то итикаф считается нарушенным.
* Если человек вышел из места итикафа для посещения больного, участия в джаназа-намазе и похоронах, или ради того, чтобы быть свидетелем чего-либо, то итикаф ваджиб нарушается. Если было дано слово делать итикаф с условием и заранее оговорено посещение больного, участие в джаназа-намазе или похоронах, то итикаф не нарушается.
* Человек может покинуть свое место, чтобы сходить в туалет, сделать омовение или вуду - эти действия не нарушают итикаф. Если делающему итикаф в этом месте угрожает опасность, и он перешел в другую мечеть, то это действие тоже не нарушает итикаф.
* Если этот итикаф сунна-муаккада или мустахаб, то выход человека из мечети по уважительной причине или без нее, не нарушают итикаф.
* Если тот, кто делает итикаф, вошел в интимную близость со своей женой, поцеловал или погладил ее, то это считается запретным [харам] и нарушает итикаф. Ибо в Священном Коране сказано: "Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях [находитесь в состоянии итикафа]. Таковы ограничения Аллаха...” [Сура аль-Бакара 2:187].
* Поллюции не нарушают итикаф.
* Несколько дней обмороков или сумасшествий нарушают итикаф.
Да примет Всевышний ваши поклонения...
Islam-today
Также по этой теме читайте: