Вопрос: В чем заключается польза совершения намаза с джамаатом?
Ответ: С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
В аяте Священного Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» поощряется совершение намаза с джамаатом. Потому что награда за намаз, совершенный с джамаатом, превосходит награду за намаз, совершенный в одиночестве, в двадцать семь раз.
Джамаат – это связь, которая устанавливается между имамом и людьми, следующим имаму. Ислам установил между мусульманами целый ряд средств, социальных отношений, необходимых для выполнения поклонений в определенные промежутки времени. К ним относятся совершение в течение дня и ночи пятикратного намаза, совершение один раз в неделю пятничного намаза вместе с джамаатом, раз в году совершение праздничного намаза вместе с жителями в каждом городе, ежегодный сбор людей со всех стран Исламского мира в одном месте для стояния на Арафате. Целью таких собраний джамаата является установление связей между верующими, проявление любви друг к другу и поддержка отношений.
Именно по этой причине посланник Аллаха во многих своих хадисах велел совершать намазы с джамаатом, он позволял людям читать намаз одному только по веским причинам. Например, когда Абдуллах Ибн Умми Мактум, который был слеп на два глаза, попросил у него разрешение совершать намаз дома, он сначала разрешил ему это, но затем обратно позвал его к себе и спросил, слышит ли он азан, получив утвердительный ответ он отменил свое разрешение.
В предании Абу Дауда говорится: «Если три человека в деревне или в степи не станут совершать свой намаз с джамаатом, то ими непременно овладеет шайтан. Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе. Поистине, овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки».
Что касается иджмы, после хиджры сподвижники пришли к единогласному мнению в вопросе легитимности совершения намаза с джамаатом. В труде Газали под названием «Ихьяу’л-Улум» приводятся следующие слова Абу Сулеймана ад-Дари: «Человек оставляет совершение намаза с джамаатом только по причине совершенного им греха. Когда праведные предшественники пропускали первый такбир намаза с джамаатом, они соболезновали друг другу в течение трех дней, а когда пропускали намаз с джамаатом, они соболезновали друг другу в течение семи дней».
Благо джамаата: как указано в вышеприведенном хадисе, коллективный намаз превосходит индивидуальный намаз в двадцать семь раз. За каждый шаг, который человек делает, когда идет для совершения намаза с джамаатом, пишется одна награда и он повышается на одну ступень. Некоторые хадисы относительно данного вопроса:
В одном хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Коллективная молитва превосходит молитву человека, совершаемую им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз. Ибо, поистине, если кто-нибудь из вас совершит омовение должным образом (по сунне), а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву, то за каждый сделанный им шаг Аллах обязательно станет возвышать его на одну степень и снимать с него одно прегрешение до тех пор, пока он не войдет в мечеть. А когда человек войдет туда, будет считаться, что он занят молитвой все то время, пока он станет ожидать ее начала. Кроме того, ангелы будут продолжать молить Аллаха помиловать его все то время, пока он не будет притеснять других и будет оставаться на месте совершения своей молитвы, говоря: “О, Аллах! Прости его, оказывай ему милость Свою».
Совершение обязательных намазов помимо пятничного намаза с джамаатом является очевидным признаком Ислама и сунной пророка для благоразумных мужчин, обладающих силой, которая может оставить их без столкновения с трудностями. Следовательно, для женщин, детей, умалишенных людей, для рабов, парализованных, больных, очень пожилых людей, для тех, у кого руки и ноги разрезаны (поперек), отправление в мечеть для совершения намаза вместе с джамаатом не является ваджибом. В смыслах вышеприведенного хадиса видно, что это является сунной: «Коллективный намаз превосходит индивидуальный намаз в двадцать пять или в двадцать семь раз». Этот хадис доказывает то, что совершение намаза с джамаатом является одобряемым действием и словно представляет собой дополнительный элемент, дополняющий намаз, являющийся обязательным деянием. Словно почтенный пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорит следующее: «Намаз, совершенный с джамаатом, более совершенен, чем намаз, совершенный в одиночестве. А совершенство – это то, что больше достаточного». Другой переданный хадис подтверждает это: «Джамаат является сунной правильного пути. Никто, кроме лицемера, не оставляет джамаат».
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.