Вопрос:
Правда ли что, если мужчина обладает всеми качествами, позволяющими ему вступить в брак, и не женится, то он считается ослушником, который противится религиозным предписаниям? А если он просто не хочет жениться?
Ответ:
Для вступления в брак мужчина должен обладать следующими качествами: быть способным вести половую жизнь и иметь материальную возможность обеспечивать свою семью.
Однако наличие данных качеств не обязывает мужчину жениться, если он способен контролировать свое поведение и воздерживаться от мерзости прелюбодеяния и от греховных взглядов на женщин.
Ислам побуждает мужчин жениться, о чем сказано в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!). Однако целью этого призыва является в первую очередь стремление оградить верующего от совершения мерзости и греха. Путем брака ислам стремиться защитить верующего от разврата. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) обратился к юношам: «О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, должен поститься, потому что так он сможет подавить вожделение». (передали аль-Бухари и Муслим)
Наставление молодым людям, способным жениться, данное Пророком (мир ему и благословение Всевышнего!) в повелительной форме «то пусть женится», тем не менее, не выходит за рамки совета и назидания. Однако эта форма указывает на то, что вступление в брак – это настоятельная рекомендация, как оградить себя от неподобающего поведения и впадения в грех. При этом, если человек посредством сосредоточенного чтения, или длительного тяжелого труда, или соблюдения дополнительного поста способен владеть собой и контролировать свои желания, то ему не обязательно прибегать к браку как к средству защиты от греха.
Ислам не обязывает жениться и не запрещает брак. Поистине, ислам наставляет верующего, который выбирает из дозволенного, что наиболее походит ему, и что оградит его от мерзости и греха.
При этом ислам поощряет человека к браку, который является одним из способов нести ответственность и мерой защиты от неподобающего поведения. Браки укрепляют общество и являются одним из условий его длительного существования. Однако ислам поощряет человека к браку для этих целей только при условии, что он готов к нему как в физическом плане, так и в материальном. В противном случае брак принесет вред и ляжет тяжелым бременем как на человека, так и на общество в целом.
В то же время ислам отрицает монашество, когда брак объявляется запретным, несмотря на желание вступить в него и возможность это сделать. Потому что ислам учитывает природы и особенности человека, как с точки зрения разума, так и с точки зрения природных инстинктов. По этому поводу Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь [по ночам] и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает [следовать] моей сунне, не имеет ко мне отношения!» (передал аль-Бухари)
Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) не считал, что запрет брака или нежелание верующего жениться является способом приблизиться к Всевышнему Аллаху. Также как не считал, что таким способом является каждодневный пост на протяжении всего года или молитва и поклонение на протяжении всей ночи без отрыва на сон. Напротив, он считал, что человеческой природе присущи особенности, которые нельзя игнорировать. И потребность в пище, воде, сне и интимных отношениях – это все относится к природе человека. Тем не менее, тот, кто способен жениться и не женится, не нарушает религиозных предписаний в том случае, если может обуздать свою страсть и избегать непристойности.
Islam-Today