Вопрос:
Поклоняются ли Аллаху животные и природа?
Ответ:
Исходя из того, что дуа является признаком раболепия и самостоятельным видом поклонения, его совершение присуще не только людям. С этой точки зрения все творения во вселенной совершают дуа.
Земля делает дуа для брошенного в него семени, чтобы оно взошло и дало урожай. Однако мы не понимаем ее языка. Птица, высиживающая яйца, также делает дуа для своих птенцов. Но на своем языке. Деревья делают дуа, чтобы принести плоды. Но человек не замечает этого. Именно так смотрит на вселенную верующий. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» (аль-Исра 17/44).
Также в Коране упоминаются камни, раскалывающиеся и скатывающиеся с горы вниз из страха перед Аллахом, а также говорится о том, что гром прославляет Аллаха хвалой. В хадисах посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорит о том, что животные прославляют Аллаха на своем языке. Если бы мы понимали их язык, то непременно услышали бы это.
Если взглянуть на живых существ, населяющих землю помимо человека, то мы увидим, что они пребывают в трех положениях:
Как следует из Корана, все, что существует на небесах и на земле, славит Аллаха: «Славит Аллаха то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый» (аль-Хадид 57/1).
Выражению «Славит Аллаха то, что на небесах и на земле» давались различные толкования. Восхваление Аллаха всеми живыми существами выражается в признании и выражении того, что Он лишен любых недостатков и пречист от всего того, что не соответствует Его величию. Все алимы говорили, что именно так все живые существа восхваляют Аллаха Всевышнего. Однако что касается восхваления Аллаха неодушевленными предметами, то по этому поводу высказывались различные мнения. По мнению некоторых алимов, восхваление Аллаха Всевышнего неодушевленными предметами выражается в том, что они своим существованием указывают на Его могущество и величие.
Другие алимы высказали мнение, что неодушевленные предметы восхваляют Аллаха так же, как и живые существа, приводя в качестве доказательства следующий аят: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» (аль-Исра 17/44). По мнению этих алимов, неодушевленным предметам присуща некая «живость», непостижимая для человека. Все сущее состоит из атомов, вокруг ядра, которых с огромной скоростью вращаются электроны.
По мнению других алимов, абсолютно все во вселенной, как живое, так и неживое, подчинено Аллаху Всевышнему. Аллах Всевышний распоряжается всем этим как пожелает. И все сущее покорно Его повелению. Эта покорность и является их восхвалением (Мухаммад Али ас-Сабуни, Сафватут-Тафасир, III, 319).
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!