Ответ:
Ислам как религия, ни в коем случае не принуждает человека к принятию тех, или иных вероубеждений, наоборот, ислам обращается к разуму и логике людей, призывая их сделать свой выбор на основе свободного волеизъявления. В Коране Аллах Всевышний говорит: «Нет принуждения в религии», так как принуждение противоречит самому духу ислама. Ислам берет за основы волю и свободу выбора, и все действия в Исламе основываются именно на этом фундаменте.
Религии присуща такая жизнеспособность, что человек, выполняющий ее предписания, испытывает легкость и удовольствие. Имам Шатиби в своей книге «аль-Мувафакат» пишет: «Обязанности, возложенные на человека исламом, по своей сути не являются причиной затруднений. Наоборот, они представляют собой средства защиты, которые позволяют человеку, отправившемуся в долгое жизненное путешествие, благополучно достичь его конечной точки. Можно привести такой пример: перед человеком есть два пути, один ведет направо, другой налево. Идя по правому пути необходимо соблюдать законы и правила, однако в этой кажущейся трудности, заключены надежность и безопасность. Что же касается левого пути, то не смотря на кажущуюся легкость и отсутствие ответственности, впереди человека поджидают опасность и вероятность гибели.
Например, человек выбравший правый путь может вначале столкнуться с некоторыми трудностями, например, для получения паспорта. Затем он должен будет предпринимать необходимые меры для того, чтобы не потерять свой паспорт. Но благодаря наличию паспорта, перед ним будут открываться все двери. Поэтому ношение при себе паспорта уже не будет рассматриваться им как нечто сложное. Что же касается человека, идущего по левому пути, то он не утруждал себя получением паспорта, расходами на него и его ношением при себе. Но даже если он и пройдет какое-то расстояние налегке, то перед первыми же дверями, к которым он подойдет, его прогонят.
Исходя из этого, можно сказать, что все религиозные предписания, при кажущейся их сложности, являются средством обретения вечного счастья. Например, даже если те или иные виды поклонения, способствующие духовному возвышению, требуют от человека определенных усилий, но за каждое из них предусмотрено большое вознаграждение. Поэтому верующий человек никогда не будет воспринимать их как тяжесть или бремя.
Это можно сравнить с обязанностями ученика, учащегося в школе. Так же как ученик, проходя все этапы обучения, переживает метаморфозы, развиваясь, обретая определенные навыки и формируясь как личность, так и раб, благодаря совершаемым поклонениям переживает метаморфозы, становясь духовно возвышенной и высоконравственной личностью, достигая в итоге такой степени, которая позволяет ему получить высокую степень в ахирате. Таким образом, если взглянуть на данный вопрос с этой точки зрения, то станет очевидным, что в религии нет никакого принуждения и сложности, а рабы, выполняющие возложенные на них обязанности, постоянно совершенствуются. Да все мы являемся участниками марафона, стремясь к Раю, вечному счастью, вечной жизни и довольству Аллаха Всевышнего.
Islam-Today