Насколько действителен джамаат-намаз, совершенный на расстоянии 1,5 метров друг от друга?
Вопрос.
Ассаляму алейкум, хазрат! Некоторые братья после открытия мечетей отказываются приходить на джамаат-намаз, аргументируя это тем, что читать намаз в ряду на расстоянии 1.5 метров друг от друга – запретное новшество, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал соединять ряды. Что можно сказать этим братьям?
Ответ.
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Действительно, выравнивание и соединение рядов так, чтобы не оставалось пустых мест между молящимися, является сильной сунной (сунна муаккада), в соответствии с хадисами Пророка, салляллаху алейхи ва саллям. Например, он говорил:
إِذَا قَامَتِ الصَّلاةِ، فَاعْدِلُوا الصُّفُوفَ، وَحَاذُوا بِالْمَناكِبِ، فَإِنَّ اعْتِدَالِ الصُّفُوفِ مِنْ تَمَامِ الصَّلاةِ
«Когда наступил намаз, выравнивайте ряды, прижимаясь [друг к другу] плечами. Поистине, выравнивание рядов – из совершенств намаза» («Муватта» Малика).
Однако в сложившихся обстоятельствах из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции допустимо на время отказаться от выполнения этой сунны, согласно принципу Шариата «устранение вреда приоритетней получения пользы».
Следование за имамом действительно из любого места мечети, даже если имам стоит у михраба в своем обычном месте, а второй человек стоит в противоположном конце мечети.
Имам ас-Сарахси пишет в «аль-Мабсут» (2/117):
لِأَنَّ جَمِيعَ الْمَسْجِدِ فِي حُكْمِ مَكَان وَاحِدٍ؛ وَلِهَذَا صَحَّ اقْتِدَاءُ مَنْ وَقَفَ فِي آخِرِ الْمَسْجِدِ بِالْإِمَامِ
«Мечеть целиком имеет положение общего пространства. Поэтому действительно следование того, кто стоит в конце мечети за имамом [который стоит у михраба]». Более того, следование за имамом, стоящим в мечети, действительно даже в том случае, если молящийся стоит во дворе мечети при условии, что он узнает о действиях имама (например, через систему звукоусиления). Автор книги «аль-Бахр ар-раик» (1/385) имам Ибн Нуджейм пишет:
وَفِي الْمُجْتَبَى وَفِنَاءُ الْمَسْجِدِ لَهُ حُكْمُ الْمَسْجِدِ يَجُوزُ الِاقْتِدَاءُ فِيهِ، وَإِنْ لَمْ تَكُنْ الصُّفُوفُ مُتَّصِلَةً وَلَا تَصِحُّ فِي دَارِ الضِّيَافَةِ إلَّا إذَا اتَّصَلَتْ الصُّفُوفُ
«Сказано в книге «аль-Муджтаба»: Двор мечети имеет тот же статус, что и мечеть, и там можно совершать намаз, следуя за имамом, даже если ряды не соединены. Однако если [коллективный намаз] совершается в постоялом дворе [или любом другом здании, кроме мечети] можно следовать лишь при соединении рядов».
Имеется в виду, что в мечети и на прилегающем к ней дворике действительно следование за имамом, даже если между имамом и молящимся большое расстояние. Однако вне мечети человек, стоящий в удалении от джамаата, не сможет следовать за имамом.
Братьям же можете сказать, что совершение намазов джамаатом является сунной муаккада, близкой к ваджибу, так что из-за невыполнения одной сунны (соединения рядов) они отказываются от другой, более важной. И с чего они взяли, что соединение рядов важнее джамаат-намаза?
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан
Камиль хазрат Самигуллин
Читайте также:
-
История о льве, у которого есть честь
Одна группа учеников хазрата Абдулазиза Деббага вышла в путь. Но с ними не было ничего, что могло бы их спасти от нападения бандитов. Ночь они провели в пустынном и страшном месте, поэтому двое из них были на страже. Они заметили что в окрестностях бродит лев
-
Секреты счастливой семьи: ложь, которая скрепляет
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лгать нельзя, кроме трёх случаев: 1) при битве, ибо война – это хитрость; 2) для примирения между двумя; 3) для примирения между мужем и женой» [1].
Как выяснили психологи, для семейного благополучия полезна и «психологическая ложь», когда супруги видят в своих партнерах хорошие черты и достоинства. И оказалось, что есть прямая связь между взаимными иллюзиями супругов и их семейным счастьем. Как говорил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт ее характера, то он останется доволен другой»[2].
-
Спорт в Исламе
Все люди время от времени нуждаются в отдыхе и развлечениях. Такова человеческая природа, и в этом нет ничего греховного; самое главное – это чтобы способ проведения досуга не противоречил заветам Аллаха. Четвертый праведный халиф, сподвижник Пророка Али ибн Абу Талиб говорил о том, что если сердце ваше утомилось, нужно найти для себя развлечение со смыслом. Спортивные состязания и занятия спортом являются не только интересным отдыхом от забот, но и способны развивать силу и твердость, поэтому их можно считать делом, угодным Аллаху.
-
Аяты Священного Корана о смене дня и ночи: научные факты
В Священном Коране есть частая ссылка на те или иные явления природы, которые являются особыми знаками, заставляющими людей задуматься над загадкой творения этого мира. Не случайно Всевышний в разных аятах обращается к «обладателям знания», «людям разумеющим».
-
Три уровня богобоязненности
Таква – одна из основ веры. Таква – богобоязненность, т.е. стремление уберечься от наказания Аллаха, выполняя Его веления и избегая Его запретов. Поклонение мусульманина и искренность верующего проявляется в его отношении ко Всевышнему и Его предписаниям.
-
Коран о пауках и... опасности многобожия
«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» (сура «Лукман», аят 13).
-
Сколько детей было у посланника Аллаха (мир ему)?
Первым ребенком посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был сын, которого назвали Касым. Он родился еще до пророчества, и прожил совсем немного. Что касается второго сына посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), то поводу его имени, существуют разногласия. В разных риваятах приводятся разные имена, например, Абдуллах, Тахир и Таййиб.
-
Исламская линия доверия: "Муж бросил меня беременной..."
Муж бросил меня беременную, сыну сейчас три года. Все это время была одна, растила сына одна. Сейчас муж объявился, говорит что хочет общаться с сыном. Могу ли я ему отказать в этой просьбе и не разрешать видеть сына?