На что можно потратить средства, заработанные запретным путем?

Ответ:

Начиная с того момента, как Аллах Всевышний низвел Адама (алейхи салям) на землю, Он сотворил для всех живых существ, источники их удела и благ. Важно использовать эти блага без расточительства и делить их по-братски. Если же человек будет действовать исходя из принципа «главное, чтобы я был сыт, а остальные пусть умирают с голоду», то мы придем к тому, свидетелями чего мы являемся сегодня, когда жители западного полушария страдают от ожирения, а например, жители Африки умирают с голода.

Ислам, разъяснил не только то, как нужно поклоняться Аллаху Всевышнему, но и установил определенные рамки использования мирских благ. Прибыль, полученная законным путем, соответствующим установлениям религии, именуется «халялем». Что же касается прибыли, полученной путями, не соответствующими предписаниям религии, то она именуется «харамом».

Религия Ислам приказывает мусульманам заниматься только законными видами деятельности, и зарабатывать средства существования, только чистым и дозволенным путем. Если же не смотря на это повеление, в руки человека попали средства, являющиеся харамом, то, по мнению наших алимов, необходимо как можно скорее избавиться от этих средств. Но если эти средства были получены путем совершения греха или посредством попрания прав других людей, то недостаточно будет просто избавиться от этих средств.

Поскольку прибыль, являющаяся харамом, не является собственностью того человека, у которого она находится в руках, то из них невозможно выплачивать садака или закят. Исходя из хадиса «Аллах – благой, и принимает только благое и чистое», средства, являющиеся харамом, запрещено расходовать на благие цели. Более того, было высказано мнение о том, что тому, кто станет расходовать средства, являющиеся харамом, на благие дела, будет записан грех. Поэтому нельзя загрязнять харамом пожертвования, собираемые на строительство мечетей или на создание благотворительных организаций.

Если человек хочет избавиться от средств, являющихся харамом, то необходимо вернуть их тому человеку, которыми они принадлежали, при условии, что их собственник известен. Если же эти запретные средства принадлежали государственной казне, или являлись общественными средствами, то их необходимо вернуть в государственную казну, или потратить на пользу общества.

Если же собственники этих средств неизвестны, то в этом случае, поскольку данные средства считаются «хабис» (нечистыми), их тратят на нужды общества. Например, на строительство общественных туалетов или бань. Так же эти средства могут быть потрачены на оплату счетов-фактур мечетей или иных благотворительных учреждений и организаций. Если же подобные пути расходования недоступны, то в этом случае их можно раздать бедным и нуждающимся, но не как садака.     

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle