На что можно потратить средства, заработанные запретным путем?
Ответ:
Начиная с того момента, как Аллах Всевышний низвел Адама (алейхи салям) на землю, Он сотворил для всех живых существ, источники их удела и благ. Важно использовать эти блага без расточительства и делить их по-братски. Если же человек будет действовать исходя из принципа «главное, чтобы я был сыт, а остальные пусть умирают с голоду», то мы придем к тому, свидетелями чего мы являемся сегодня, когда жители западного полушария страдают от ожирения, а например, жители Африки умирают с голода.
Ислам, разъяснил не только то, как нужно поклоняться Аллаху Всевышнему, но и установил определенные рамки использования мирских благ. Прибыль, полученная законным путем, соответствующим установлениям религии, именуется «халялем». Что же касается прибыли, полученной путями, не соответствующими предписаниям религии, то она именуется «харамом».
Религия Ислам приказывает мусульманам заниматься только законными видами деятельности, и зарабатывать средства существования, только чистым и дозволенным путем. Если же не смотря на это повеление, в руки человека попали средства, являющиеся харамом, то, по мнению наших алимов, необходимо как можно скорее избавиться от этих средств. Но если эти средства были получены путем совершения греха или посредством попрания прав других людей, то недостаточно будет просто избавиться от этих средств.
Поскольку прибыль, являющаяся харамом, не является собственностью того человека, у которого она находится в руках, то из них невозможно выплачивать садака или закят. Исходя из хадиса «Аллах – благой, и принимает только благое и чистое», средства, являющиеся харамом, запрещено расходовать на благие цели. Более того, было высказано мнение о том, что тому, кто станет расходовать средства, являющиеся харамом, на благие дела, будет записан грех. Поэтому нельзя загрязнять харамом пожертвования, собираемые на строительство мечетей или на создание благотворительных организаций.
Если человек хочет избавиться от средств, являющихся харамом, то необходимо вернуть их тому человеку, которыми они принадлежали, при условии, что их собственник известен. Если же эти запретные средства принадлежали государственной казне, или являлись общественными средствами, то их необходимо вернуть в государственную казну, или потратить на пользу общества.
Если же собственники этих средств неизвестны, то в этом случае, поскольку данные средства считаются «хабис» (нечистыми), их тратят на нужды общества. Например, на строительство общественных туалетов или бань. Так же эти средства могут быть потрачены на оплату счетов-фактур мечетей или иных благотворительных учреждений и организаций. Если же подобные пути расходования недоступны, то в этом случае их можно раздать бедным и нуждающимся, но не как садака.
Islam-Today
Читайте также:
-
А ты знаешь, кто такой имам аш-Шафии?
Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 150 году по хиджре в Палестине, в г. Газа. Сам он был родом из Мекки, но его отец находился в этом городе по своим делам. Через два года после рождения сына отец умер, и мать переехала обратно на их родину. По происхождению он был курайшитом, его родословная сходится с родословной Пророка, мир ему, на Абду Манафе
-
Ислам и права животных
На Западе с некоторых пор стало правилом хорошего тона рассуждать о правах животных. Не так давно парламент Испании даже принял закон, который признал за ними некоторые права человека, а австрийские защитники животных даже дошли до Европейского суда, требуя предоставить шимпанзе статус юридического субъекта.
-
Учителя Абу Ханифы и его ученики
И сказал имам Абу Ханифа: «Я учился у Хаммада пятнадцать лет» . В другой версии сказано: «Десять лет заучивая его мнения и слушая его объяснения». Также он слышал хадисы от Атаъ ибн Аби Рабаха в Мекке, и говорил...
-
Можно ли совершать намаз в одежде с изображением животных?
Присутствие изображений живых существ перед верующим, сверху или снизу от него, а так же справа или слева, является...
-
История возникновения движения "Таблиги джамаат"
Исламские течения отличаются своим разнообразием, вызванным соответствующим историко-географическим контекстом. К сожалению, некоторые из них становятся инструментов в руках заинтересованных лиц и организаций. С изрядной частотой появляются политические силы, которые, лицемерно прикрываясь исламскими лозунгами, пытаются дестабилизировать ситуацию, в том числе, в нашей стране, расколоть единую мусульманскую умму. Представители разнообразных течений (ваххабиты, такфириты, хизбовцы и др.) ведут свою деятельность по разжиганию смуты в рядах российских мусульман, сталкивая их либо друг с другом, либо с государством.
-
Как Аллах воскресил родителей Пророка (ﷺ) и сделал их мусульманами
Расулюллах (с.г.в.) некоторое время оставался в Мекке. После этого он с двенадцатью тысячами человек собрался в поход на Хунейн. Десять тысяч из них были жителями Медины, а еще две тысячи составляли мекканцы.
-
"Судный День наступит прежде, чем этот ребенок застанет старость..."
Передается со слов Анаса ибн Малика (мир ему): "Как-то человек, спросил у Посланника (мир ему): "Когда наступит Судный день?" В это время, Наш Пророк (мир ему) указал на рядом стоящего с Анасом ибн Маликом (мир ему) ребенка и сказал: "Если этот ребенок будет жить, то Судный День наступит прежде чем он застанет старость" (Хадис Сахих-и Муслим, 5249). Не могли бы вы растолковать данный хадис. Заранее спасибо за ответ.
-
Можно ли заходить в мечеть без омовения?
Верно ли то, что, взяв дома как следует малое омовение и отправившись в мечеть, за каждый наш шаг мы получаем награду? Что будет, если пойти в мечеть без тахарата?