Можно ли совершать намаз тахаджуд вместе с ночным намазом?

Вопрос:

Когда мы ложимся спать, не совершив ночной намаз, а потом встаем ночью и совершаем ночной намаз, можем ли мы сразу после этого совершить намаз тахаджуд или же после совершения ночного намаза мы должны немного поспать?

Ответ:

Здесь в первую очередь стоит разобраться во временном промежутке ночного намаза и том, можно ли ложиться спать, не совершив ночной намаз, потому что, прежде нужно знать, правильно совершать намаз, просыпаясь до этого около трех часов ночи, как было оговорено в заданном вопросе. После этого мы можем перейти к вопросу совершения намаза тахаджуд.

Когда один из сподвижников спросил Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) о том, какое деяние является самым лучшим, почтенный Пророк ответил: «Намаз, совершенный в свое время или в начале своего временного промежутка».

«В намазе, совершенном в начале его временного промежутка, есть довольство Аллаха, а в намазе, совершенном в конце его временного промежутка, есть прощение Аллаха».

В действительности, в целом, как становится понятным из вышеприведенных хадисов, желательно совершать каждый намаз в начале его временного промежутка. Наряду с этим, если обратить внимание на сунну Посланника Аллаха, то мы увидим, что в зависимости от времени года, климата и различных других ситуаций, совершение намаза позже может считаться более предпочтительным, чем его совершение сразу после наступления его временного промежутка. В некоторых преданиях, связанных со временем ночного намаза и тем нюансом, что мы упомянули выше, говорится следующее:

«Несомненно, Посланник Аллаха откладывал совершение ночного намаза до тех пор, пока не проходила первая треть ночи, а также не приветствовал сон до ночного намаза и разговоры после него (долгие беседы), считал все это нежелательным».

«В одну из ночей Посланник Аллаха отложил совершение ночного намаза до полуночи. Потом он подошел к нам и сказал: «Люди совершили намаз и легли спать. Вы же, ожидая времени совершения намаза, получали вознаграждение, которое воздается за совершение намаза».

«Если бы я не боялся, что это станет трудностью для моей общины, то я бы повелел откладывать совершение ночного намаза до тех пор, пока не пройдет первая треть ночи».

Ссылаясь на это, ханафиты посчитали, что откладывание совершения ночного намаза до тех пор, пока не пройдет первая треть ночи, является желательным действием, откладывание его совершения до полуночи они назвали нейтральным действием, а что касается совершения ночного намаза после полуночи, то это они назвали нежелательным действием. Часть ханафитских ученых считала это крайне нежелательным и порицаемым действием, тогда как другая часть высказывалась лишь об обычной нежелательности. Однако, стоит отметить, что эта желательность актуальна лишь для зимнего времени. Что же касается лета, то, так как летние ночи коротки, летом ночной намаз желательно совершать раньше.

К тому же, мы считаем, что стоит разобрать вопрос мудрости, заложенной в том, что откладывание совершения ночного намаза до тех пор, пока не пройдет первая треть ночи, считается желательным. Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах!) рассказывает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) порицал наши беседы после ночного намаза, то есть, запрещал нам поступать так».

Как мы видим, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не приветствовал праздные и бесполезные беседы после ночного намаза, из-за которых люди позже отходили ко сну, потому что человек, поступающий таким образом, с большой долей вероятности, мог проспать утренний намаз, а также терял возможность встать для совершения намаза тахаджуд. К тому же, человек начинает день с поклонения и должен завершать его таким же образом.

Наряду с этим, взгляды других мазхабов по этому поводу отличаются. К примеру, маликиты, опираясь на упомянутые выше общие высказывания о желательном времени совершения каждого намаза, считали, что каждый намаз лучше всего совершать в начале его временного промежутка. Согласно шафиитам, совершение намазов в начале их временного промежутка является желательным, кроме полуденного намаза, который в случае сильной жары стоит отложить до наступления прохлады. По словам же ханбалитов, все намазы, кроме ночного, предпочтительнее совершать в начале их временного промежутка.

В ответ на желание некоего человека лечь спать, а проснувшись, совершить ночной намаз, считая при этом, что он совершает этим самым и дополнительный намаз, Имам Раббани (да будет доволен им Аллах!) сказал следующее:

«Из всего этого становится понятным, что совершать ночной намаз после полуночи, желая тем самым заработать награду и за совершение дополнительного ночного намаза, очень неправильно, потому что согласно имамам ханафитского мазхаба, совершение ночного намаза после полуночи нежелательно. Из их слов ясно, что это крайняя нежелательность, близкая к полной запретности, потому что они сказали о том, что совершение ночного намаза до полуночи является нейтральным действием. Противоположностью же того, что нейтрально, является нежелательное и даже крайне нежелательное.

В шафиитском мазхабе считается, что совершение ночного намаза после полуночи недопустимо. Именно поэтому, чтобы совершить дополнительный ночной намаз, а до него успеть отдохнуть в покое, не следует откладывать совершение ночного намаза на промежуток ночи после полуночи, тем более, что такое поведение считается порицаемым. Людям, мыслящим таким образом, как было оговорено выше, советуется откладывать на промежуток ночи после полуночи лишь совершение намаза витр. Совершение намаза витр после полуночи является желательным. Таким образом, человек сможет совершить намаз витр в то время, которое является желательным для его совершения, совершить дополнительный ночной намаз, а также получить такое благо, как бодрствование во время сахура».

После того, как мы разобрали вопрос времени, когда предпочтительнее совершать ночной намаз, поговорим о том, можно ли ложиться спать, не совершив ночной намаз. Касательно этой темы стоит сказать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не приветствовал и считал нежелательным сон до ночного намаза, а также разговоры (долгие беседы) после него.

Большинство ученых, среди которых почтенный Умар, Ибн Аббас, Ибн Умар, Имам Малик и другие великие личности, считают, что ложиться спать, не совершив ночной намаз, нежелательно.

С другой стороны, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) откладывал совершение ночного намаза до тех пор, пока не проходила первая треть ночи, а почтенный Умар (да будет доволен им Аллах!) сообщал, что женщины и дети уже заснули. Некоторые факиихи, среди которых были почтенный Али, Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах!) и Имам А’зам, опираясь на предания о том, что Пророк не порицал тех женщин и детей, что ложились спать до совершения ночного намаза, считали, что если человек привил себе привычку ложиться спать, а через некоторое время просыпаться, или если у него есть кто-либо, кто разбудит его, то в таком случае для такого человека сон до совершения ночного намаза не считается порицаемым и нежелательным.

Некоторые ученые высказывались о том, что если человек очень сильно хочет спать или очень устал, из-за чего не сможет совершить намаз должным образом, то он может немного отдохнуть и уже после этого совершить намаз, потому что намаз является важным поклонением, которое нужно совершать с трепетом и в покое, и если человек хочет поспать для того, чтобы совершить намаз именно так, то, скорее всего, это не является нежелательным действием, но Аллаху ведомо лучше. Но и в этом случае нужно обращать внимание на то, что не следует оставлять совершение намаза на промежуток ночи после полуночи (При расчете длительности ночи следует брать за точки отсчета закат солнца и время появления утренней зари).

Закончив разбор вопросов, связанных с ночным намазом, перейдем к вопросу времени, наиболее предпочтительного для совершения намаза тахаджуд. Ниже мы приводим несколько преданий, связанных с этой темой:

«Каждую ночь, когда наступает последняя треть ночи, Великий и Могущественный Господь неведомым нам образом спускается на нижнее из небес и говорит: «Нет ли того, кто молит Меня о чем-либо, чтобы Я ответил на его мольбу? Нет ли того, кто просит Меня о чем-либо, чтобы Я дал ему (то, что он просит)? Нет ли того, кто просит у Меня прощения, чтобы Я простил его?» .

«После обязательных намазов самым ценным намазом является дополнительный ночной намаз. Если разделить ночь на две части, то последняя ее часть является наиболее предпочтительной для совершения этого намаза. Если же разделить ночь на три части, то лучшей частью для совершения этого намаза будет средняя часть ночи».

Как термин слово «тахаджуд» использовалось для обозначения ночи, проведенной в совершении намаза и поминании Аллаха. Намаз, который совершается после ночного намаза и небольшого промежутка сна или сразу после ночного намаза, обычно называют дополнительным ночным намазом («салату-л ляйль»). Намаз же, ради совершения которого человек прерывает свой ночной сон и встает, называют намазом тахаджуд. Великие личности эпохи табиинов Асвад и Алькама говорили: «Тахаджуд совершается после сна».

Благородные факихи утверждали, что намаз тахаджуд лучше совершать ближе к концу ночи. На самом деле об этом же говорят и наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) по этому вопросу. Некоторые из ученых говорили, что в поклонении нужно проводить вторую ночь, тогда как другие говорили, что совершать намаза нужно тогда, когда пройдут две трети ночи, а третья группа ученых утверждала, что если разделить ночь на шесть частей, то в поклонении лучше всего проводить четвертую и пятую часть ночи.

Если взглянуть на вопрос по-новому в свете вышеприведенных разъяснений, то мы увидим, что самым лучшим вариантом совершения намаза тахаджуд является совершение ночного намаза, сон после его совершения, а затем пробуждение тогда, когда уже пройдет первая половина ночи, и совершение намаза тахаджуд. Однако, если человек, имея уважительную причину, уснул, не совершив ночной намаз, то ему следует проснуться до того, как пройдет первая половина ночи, и совершить ночной намаз.

Если человек не собирается больше вставать после этого, то он может совершить намаз тахаджуд вслед за ночным намазом. Если человек проснулся для совершения ночного намаза тогда, когда уже прошла первая половина ночи, то он также может совершить ночной намаз (совершая его, конечно, уже в нежелательное для его совершения время), а затем намаз тахаджуд. Ученые даже говорили о том, что если человек, постоянно совершающий намаз тахаджуд, боится, что не сможет проснуться ночью, то он может совершить после ночного намаза намаза тахаджуд и лечь спать, а этот намаз, если на то будет воля Аллаха, будет засчитан, как настоящий намаз тахаджуд.

В заключение стоит сказать, что, как и в случае с другими поклонениями, намаз тахаджуд следует совершать наилучшей форме, в наиболее подходящее время, самым наилучшим образом. Нахождение и различение всего этого зависит от желания и воли самого человека.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle