Ответ:
Нередко бывает так, что уповая на то, что еще время есть, мы оставляем свой намаз на самый последний момент. Чаще всего подобным образом «на потом» остается последний пятый ясту намаз. Нас успокаивает тот факт, что время есть до самого утреннего намаза, хотя и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в одном из хадисов сказал: «Самое лучшее деяние человека, намаз, прочитанный вовремя или прочитанный, как только время вошло» (Сахих Бухари).
В другом же хадисе Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что: «В начале времени намаза есть довольство Аллаха, а в конце времени есть прощение Аллаха». Именно поэтому, по мазхабу имама Азама Абу Ханифы, прочтение ясту намаза в первой одной третьи ночи считается мустахабом*, в первой половине ночи – мубахом**, а прочитанный во второй половине воспринимается макрухом***.
В хадисе из Сахиха Бухари есть свидетельство, по которому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) считал макрухом спать перед ясту намазом, а потом и беседовать, не прочитав его. Так же Умар, Ибн Аббас, Ибн Умар (да будет ими всеми доволен Аллах) имам малик и прочие ученые считали макрухом, ложиться спать, не прочитав ясту намаз. Имам А’зам, праведный халиф Али (да будет им доволен Аллах) и Абу Муса считали макрухом, когда сон перед ясту превращен в привычку.
Относительно же тахаджуд намаза ученые считали наилучшим временем для его прочтения последний отрезок ночи, то есть, поспав после ясту намаза, прочитать его на исходе ночного времени. Если по тем или иным причинам человек уснул прежде, чем прочитал ясту намаз, то проснувшись, он может прочитать его. Если же он опасается, что уснув вновь, он не сможет проснуться до утра, то может прочитать следом за ним тахаджуд.
Если человек совершая макрух, преднамеренно лег спать, а затем проснулся ночью на ясту, то может вслед за ним прочитать тахаджуд. Более того некоторые ученые считают, что если человек периодически читающий тахаджуд, боится не проснуться ночью на намаз, то может читать его вслед за ясту намазом, и это тоже будет считаться тахаджудом.
* Мустахаб – действия, не строго обязательные, но желательные для исполнения. Наказаний за неисполнение таких действий нет, но исполняющий их получает вознаграждение.
** Мубах – действия, которые не запрещены (харам), но и не являются желательными и тем более обязательными для совершения, нейтральные действия.
*** Макрух – нежелательное действие, отказ от совершения которого для мусульманина будет лучше, чем его совершение.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!