Содержать детей и обеспечивать их всем необходимым обязательно, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях». То есть отец обязан содержать своих детей, потому что они рождены от него. По мнению факыхов, человек обязан обеспечивать своих маленьких детей, а также внуков, правнуков и так далее.
То есть дед обязан содержать своих внуков, с какой бы стороны они ни были, потому что потомком считает не только ребенок, но и те, кто произошел от него. Эта обязанность ложится на человека потому, что его дети являются частью его самого, а не потому, что между ними существует наследование. А по мнению имама Малика, человек обязан обеспечивать только своих детей, но не внуков, поскольку внешне упомянутый аят указывает именно на это: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях»/
По его мнению, причина обязанности содержания в наследовании, а не только в том, что дети являются частью своего отца. Человек обязан содержать детей при наличии двух условий: если он способен на это, то есть у него есть средства или он способен зарабатывать их, и если ребенок беден, и у него нет имущества, и он не способен зарабатывать. Ханбалиты добавили к этим условиям еще одно: у них не должна быть разная религия, а иначе они не обязаны содержать друг друга. Таково признанное мнение ханбалитов. Обязан ли содержать детей кто-то, кроме отца? Относительно этого существует четыре мнения.
Ханафиты считают, что если отца нет или же он беден и не способен зарабатывать по причине болезни, старости и так далее, то его детей должен содержать кто-нибудь из предков, неважно, мужчина или женщина, если у них есть средства. Маликиты считают, что содержать детей обязан только отец, потому что Пророк сказал человеку, который спросил его о том, на что ему потратить имеющийся у него динар: «Потрать его на себя». Он сказал: «У меня есть еще один». Он сказал: «Потрать его на свою семью». Этот человек сказал: «У меня есть еще один». Он сказал: «Потрать его на своего слугу». Он сказал: «У меня есть еще один».
Пророк сказал: «Ты лучше знаешь, куда его потратить». Пророк не велел ему тратить на кого-то, кроме тех, кто перечислен в хадисе. Кроме того, Шариат велит нам содержать родителей и детей, а остальные не приравниваются к ним, поскольку их не связывает с человеком рождение, да и нормы, касающиеся их, отличаются от норм, касающихся других людей, поэтому в данном случае было бы неверным проводить аналогию. Шафииты считают, что если нет отца или он не способен обеспечивать детей, их должна обеспечивать мать, поскольку Всевышний сказал: «Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка».
А также потому, что содержание детей возложено на отца, хотя их родила мать, а не он, и поэтому она еще больше подходит для того, чтобы возложить на нее их содержание. Она также обязана содержать внуков, поскольку бабушка приравнивается к матери в нормах, связанных с рождением. А ханбалиты говорят, что если у маленького ребенка нет отца, обязанность содержать его ложится на каждого наследника в соответствии с его долей наследства, поскольку Всевышний сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях». И далее Он сказал: «И на наследника возложено подобное этому».
То есть Он возложил на отца обязанности по содержанию младенца, а затем упомянул в этой связи и наследника, возложив на него то же, что и на отца. Однажды к Пророку пришел один человек и спросил: «Кому мне следует делать добро?» Он ответил: «Своей матери, потом отцу, потом сестре, потом брату». А в другой версии есть добавление: «...потом другим родственникам, начиная с ближайшего – это долг и родство, которое следует поддерживать».
Этот хадис подтверждает упомянутое мнение: Пророк обязал этого человека поддерживать отношения с родственниками и оказывать им милость и благодеяние, а обеспечение входит в поддержание родственных связей, ведь оно названо обязательным правом. Факыхи согласны в том, что в обеспечение детей и внуков входит предоставление им в достаточном количестве хлеба, другой еды к хлебу, питья, одежды, а также их обеспечение жильем и кормилицей, если ребенок грудного возраста в соответствии с материальным положением обеспечивающего и обычаями той местности, в которой он живет, потому что оно сделано обязательным в силу необходимости, и размер его должен также определяться необходимостью.
Так, Пророк сказал Хинд, жене Абу Суфйана: «Бери столько, сколько хватает тебе и твоему ребенку в разумных пределах». То есть он так определил содержание ее и ее ребенка: оно должно быть достаточным.
Islam-Today