Вопрос от Муслима: Ассалямуалейкум! Я поклялась Аллахом и мамой одному человеку, что не буду больше кое-что делать, но так получается, что мне надо это сделать. Как вернуть мне свою клятву?
Ответ: Абу Муса аль-Ашари (радыйаллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Говорю вам, поклявшись Аллахом, если поклявшись в чем-то, я увижу, что совершение противоположного будет благом, то я сделаю это, сделав каффарат за нарушенную клятву» (Бухари).
Если человек поклялся не совершать чего-то хорошего, то в этой клятве нет никакой пользы и смысла. В этом случае лучше всего нарушить данную клятву и принести искупление. Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам свои знамения, быть может, вы будете благодарны» (аль-Маида 5/89).
Вдругом аяте Аллах Всевышний говорит: «Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Слышащий, Знающий» (аль-Бакара 2/224).
Таким образом, клятвы, сделанные именем Аллаха, не должны препятствовать совершению блага; не должны препятствовать отказу от греховного; и не должны препятствовать примирению людей.
Какой бы ни была клятва, ее нарушение требует каффарата (искупления). Каффарат становится необходим после того, как клятва будет нарушена. По поводу необходимости каффарата за нарушение клятвы между алимами нет никаких разногласий.
Каффаратом (искуплением) за нарушение клятвы является выполнение одной из трех следующих вещей:
1. Освобождение раба.
2. Одеть десять бедняков. Минимальным количеством одежды для одного человека является одежда, в которой будет дозволенным совершение намаза.
3. Накормить десять бедняков (аль-Фатава аль-Хиндиййа).
Если человек не способен выполнить ни одно из этих трех условий, то в этом случае он обязан поститься три дня подряд. Если человек пропустит один день, то в этом случае необходимо заново соблюдать пост в течение трех дней.
Islam-Today