Халяль и харам: какие подарки дозволены с точки зрения ислама?

Фото: voronaman/ shutterstock.com

Фото: voronaman/ shutterstock.com

Осторожность в вопросах халяля и харама, не одно и тоже, что осторожность в вопросах чистоты и нечистот. Наоборот, остерегаться сомнительного в том, что касается халяля и харама гораздо важней с точки зрения религии, и именно это является путем наших праведных предков.

Однако в наше время — это стало практически невозможно. Более того, в наше время невозможно придерживаться наиболее предусмотрительного и осторожного мнения в вопросе вынесения фетв. Таково мнение факиха Абуль-Лейса ас-Самарканди. Он говорил: «Если большая часть имущества какого-либо человека является халялем, то в этом случае разрешено принимать подарки от этого человека, и распоряжаться ими. В противном случае принимать подарки от него запрещено».

Имам Кадыхан в своей книге «аль-Фатава» пишет: «Алимы сказали, что наше время — это не то время, когда необходимо остерегаться сомнительного. Мусульманину в наше время необходимо остерегаться того, что он непосредственно видит глазами и что совершенно точно является харамом». То же самое говорил, и автор книги «аль-Хидайа».

Эти два алима жили 600 лет тому назад, а сегодня на календаре 1572  год (980 год по Хиджре) (Если принять во внимание, что имам Биргиви (рахимахуллах) умер в 1573 году, то можно предположить, что данную книгу он написал незадолго до своей смерти).

Поскольку мы всё дальше отдаляемся от времени пророчества, то с каждым днем становится все больше и изменений. И хотя в наше время богобоязненностью стало считаться защита сердца, языка и других частей тела от всего запретного, от проявления несправедливости и от того, чтобы оставлять людей без оплаты за выполненный ими труд, мы вынуждены считать законным имущество, принадлежащее какому-либо человеку даже при наличии в нем харама, если нам совершенно точно не известно, что оно было незаконно отнято или украдено.

Халяль-харам: как не переступить грань?

Фото: oneinchpunch/ shutterstock.com

Фото: oneinchpunch/ shutterstock.com

В книге «Фатава Кадыхан» говорится: «Если бедняк примет от правителя какой-либо дар, совершенно точно зная, что это имущество было незаконно отобрано у других людей, то будет ли этот дар халялем для него?». Если правитель награбленные дирхемы смешал с другими дирхемам, то тогда в этом не будет ничего предосудительного. Если же он не смешал их с другими дирхемами, и дал деньги бедняку именно из этих награбленных средств, то в этом случае брать их будет запрещено.

Факих Абуль-Лейс ас-Самарканди (рахимахуллах) говорил: «В соответствии со словами Абу Ханифы, данный ответ является правильным. Так как по его мнению, если награбленные дирхему будут смешаны с другими деньгами, то они станут считаться собственностью того, кто совершил грабеж».

В книге «Хуляса» говорится: «Если правитель подаст угощение, купленное за его собственные деньги, то оно будет халялем. Если же это угощение не было куплено за его собственные деньги, и если точно не известно, что часть этих средств была приобретена путем незаконного отъема, то это угощение будет считаться мубахом». То же самое говорится и в книге «Фатава Кадыхан» со следующим дополнением: «Так как по своей сути каждая вещь является дозволенной».

В книге «Бустануль-Арифин» говорится: Люди разошлись во мнениях по поводу подарков, получаемых от правителей. Некоторые высказали мнение, что это является разрешенным, если точно известно, что даримое имущество не является харамом. Некоторые же сказали, что это является запрещенным.

Те, кто считал это дозволенным, в качестве доказательства приводили мнение Али (р.а.) который говорил: «Правитель получает как дозволенные, так и запретные средства. Берите то, что он дает вам Так как он дает только из дозволенного».

В хадисе, переданном от Умара (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

مَنْ اُعْطِيَ شَيْئًا مِنْ غَيْرِ مَسْأَلَةٍ فَلْيَأْخُذْهُ فَاِنَّما هُوَ رِزْقٌ رَزَقَهُ اللَّهُ تَعَالَى

«Если кому-то дадут что-то помимо его желания, то пусть он возьмет это. Так как это является уделом, дарованным ему Аллахом Всевышним» (Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 16558). 

Фото: ESB Professional/ shutterstock.com

Фото: ESB Professional/ shutterstock.com

Амеш (рахимахуллах) передавал, что Ибрахим ан-Нахаи (рахимахуллах) считал, что нет ничего зазорного в том, чтобы принимать подарки от правителей.

Хабиб ибн Абу Сабит (рахимахуллах) говорил: «Ибн Умар и Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) принимали подарки, которые присылал им Мухтар. Так же и Хасан аль-Басри (рахимахуллах) принимал подарки от правителей.

Имам Мухаммад передавал от Абу Ханифы, а тот от имама Хаммада (рахматуллахи алейхим): Когда Ибрахим ан-Нахаи (рахимахуллах) работал в Хульване, то он приходил к Зухайру ибн Абдуллаху аль-Йезди и просил у него пожертвование как для себя, так и для Абу Зарра аль-Хамадани.

Имам Мухаммад говорил: «Принимайте то, что дают вам правители, до тех пор, пока вам точно не станет известно, что, то, что они вам дарят является харамом. Данное мнение было высказано имамом Абу Ханифой. То же самое говорится и в книге «Захириййа» со следующим дополнением: «После Абу Ханифы этого мнения также придерживались и его ученики».

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадийя»

Социальные комментарии Cackle