Фото: towfiqu98 / elements.envato.com
Тауба (покаяние) — это искреннее раскаяние раба за совершенные им грехи и обращение ко Всевышнему с просьбой о прощении. Раскаяние за совершенные грехи является обязательным (фард). Начиная с пророка Адама (мир ему) тауба является показателем смирения и подчинения воле Господа.
В Священном Коране сказано:
“Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах - Знающий, Мудрый.
Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: “Вот теперь я раскаиваюсь”, - и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания” (сура “ан-Ниса”, аяты 17-18).
Согласно Исламу, насколько бы большим не был совершенный грех, “двери покаяния” всегда открыты, потому что милость Всевышнего безгранична. В аятах и хадисах говорится о том, что вне зависимости от величины содеянного греха, благодаря покаянию и истигфару, они могут быть прощены.
Поэтому если совершивший большой грех человек исправится и покается перед Всевышним, то Аллах примет его раскаяния.
Если совершенный грех связан лишь со Всевышним и не затрагивает права другого человека, то для покаяния нужно соблюсти три условия:
1. Прекратить совершать этот грех.
2. Раскаяться в его совершении.
3. Приложить все усилия, чтобы в дальнейшем его не совершать.
Если совершенный грех затрагивает права другого человека, то вдобавок ко всему необходимо получить его прощение. Это можно сделать, возместив причиненный ему вред или словесно попросив у него прощения (Рийаз аль-Салихин, II, 16).
Всевышний может простить лишь Своего верующего раба, который осознал совершенный им грех и покаялся в содеянном. В Священном Коране Всевышний перечисляет признаки тех, кто будет прощен:
“Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили” (сура “алю Имран”, аят 135).
“Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании” (сура “аль-Бакара”, аят 196).
В этих аятах Всевышний напоминает нам, что Он всегда готов простить покаявшегося, но наказание для тех, кто придался своему нафсу и не покаялся, будет суровым. Наказание наступает не сразу и эта отсрочка является одной из милостей Всевышнего. В Священном Коране Всевышний сказал:
“Если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобретают, то Он не оставил бы на ее [земли] поверхности ни единого живого существа, но Он предоставляет им отсрочку до назначенного срока. Их срок настанет, и Аллах видит Своих рабов” (сура “Фатыр”, аят 45).
Наилучшим для каждого мусульманина является максимально избегать греховных дел. Однако если человек ошибся или поддался своему нафсу и совершил грех, необходимо сразу покаяться и просить милости у Всевышнего.
В Священном Коране также есть множество аятов о том, что человек должен избегать ширка. В мирской жизни человек может покаяться за любой совершенный им грех. Однако в Судный День Всевышний простит все грехи, кроме ширка:
“Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение” (сура “ан-Ниса, 116 аят”).