Действительно между сахабами были разногласия по поводу временного никяха?

Ответ: 

Одно время на совершение временного никяха было дано разрешение, но поскольку это разрешение было затем отменено, то у сахабов были разные мнения по этому вопросу. Сподвижники, которые знали о том, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разрешил такой никях, но не слышавшие о его отмене, считали этот вид никяха разрешенным. Однако те сподвижники, которые знали об отмене этого разрешения, считали временный никях харамом.

Так, например, сообщается, что Саид ибн Джубайр сказал: «Однажды Ибн Аббас произносил проповедь, в которой сказал: «Мута никях подобен мертвечине, крови и мясу свиньи» (аль-Фикх аляль-Мазахибиль-Арбаа, VI, 90-93).

Известно, что те сподвижники, которые раньше считали мута-никях дозволенным, узнав о его запретности, отказались от своего мнения.

Сообщается, что одним из таких сподвижников был Ибн Аббас (радыйаллаху анху).

Во всех случаях, когда давалось разрешение на временный никях, существовала необходимость. Следующий хадис, переданный Бухари и Муслимом, указывает на это:

Передал Ибн Масуд (радыйаллаху анху): «Вместе с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) мы находились в военном походе. Мы спросили у него: «Не взять ли нам себе жен?», однако он не дал разрешения. Затем он разрешил нам жениться на женщинах». Затем Ибн Масуд, прочел следующий аят: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного» (аль-Маида 5/87) (Найлюль-Аутар, 6/545).

Существует множество риваятов, указывающих на то, что временный никях был отменен. В риваяте, переданном Бухари и Муслимом от Али (радыйаллаху анху), говорится: «Во время похода на Хайбар посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запретил нам мясо домашнего осла и временный никях» (Найлюль-Аутар, 6/546).

Существуют также риваяты, свидетельствующие о том, что мута-никях был запрещен во время завоевания Мекки, во время прощального хаджа.

Ибн Мунзир указывал на то, что первоначально, из-за вышеупомянутых причин, мута-никях был разрешен, но затем это разрешение было аннулировано. И все исламские ученые, за исключением шиитов, были единогласны в том, что мута-никях является харамом (Найлюль-Аутар, 6/548; Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, 9/166-174).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle