Что сказано в Коране об идеальном мусульманине?

«Воистину, добились спасения верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые воздерживаются от плотских желаний» (Сура «Му'минун», аяты 1-5)

Природе человека свойственна вера. Человек без веры похож на осеннее дерево с опавшими листьями, он такой же сухой и невыразительный. Поэтому Коран сравнивает неверующих людей с прислоненными к забору бревнами, на которых надета одежда. (Сура «Мунафикун», 63:4). А верующий человек похож на дающие богатый урожай финиковые пальмы Медины. Его деяния, словно зерно, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. (Сура «Бакара», 2:261). Так что же лучше: быть бревном или же плодоносной финиковой пальмой, в каждой грозди которой особый вкус и особая благодать? Что лучше: вера или безверие?

Наш Пророк (ﷺ) утверждал, что каждый ребенок рождается с фитратом, то есть с природной предрасположенностью к вере. (Бухари, «Книга толкования Корана», 30; Муслим, «Книга предопределения», 22).

Мы явились на этот свет, будучи детьми таких благословенных родителей, которые обладают верой, самой близкой к нашей натуре. Какое счастье для нас! Мы не подверглись пагубному процессу, который помешал бы нашей природной предрасположенности к вере.

Счастлив тот человек, кому после рождения отец или дед прочитали на ухо азан, кого совсем маленьким мальчиком вместе с его братьями за руку привели в мечеть. Счастлива та девочка, которая совершает намаз на краешке молитвенного коврика своей мамы или бабушки и спокойно засыпает в ее объятиях, когда она перебирает тасбих. Эти маленькие дети еще не понимают, какую милость им оказал Аллах.

Вместе с братьями по вере собраться в благословенные праздничные вечера, горсточкой фиников завершать свою уразу, в старинных мечетях холодной водой брать тахарат перед пятничным намазом, в тени кленов прочитать «Фатиху» над могилами усопших. Все это и есть очевидные свидетельства нашей веры.

Если мы с каким-то особым внутренним волнением и смирением совершаем намаз, сторонимся всяких бесполезных вещей, от всего сердца отдаем закят и при этом понимаем, что это не только не уменьшает наше добро, а наоборот, приносит нам благодать (баракат), если наша честь дороже нам любого богатства, ‒ вот тогда этот мир станет открытой дверью к нашему спасению.

Сказать: «Верую!» ‒ это первый шаг в направлении к прекрасному миру. Но достаточно ли только этого? Ведь человеку свойственно ошибаться. Свои ошибки и грехи каждый миг нужно стирать добрыми и полезными делами. Иман похож на белый мраморный монумент, окруженный бескрайними песчаными холмами. Из-за песчаных бурь в пустыне, белый мрамор покрывается песком, и будь он даже молочной белизны, если его постоянно не очищать, то перестанет блестеть под солнечными лучами. Что же поделает солнце, когда поверхность мрамора покрыта песчаным осадком!

Свет Аллаха ‒ как солнечные лучи в нашей жизни! Он как вечное, негаснущее сияние. «Аллах – Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник… Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает». (Сура «Нур», 24:35). Человек с верой в душе освещен светом Аллаха, блестит и сияет, словно мраморный монумент. Но только если постоянно стирает с себя грехи, осевшие как песок или пыль.

А тому, кто не верит аятам-знамениям Аллаха и не берет их во внимание, можно сказать лишь: «Ты ‒ неблагодарный!» Иман – это такое чувство, которое наполняет человека до мозга костей. А человек без веры – пустой и ненасытный. Как говорил наш Пророк (ﷺ), человек без веры ест, пока не наполнит свои кишки до последнего изгиба, но не насытится. Верующий же человек выпьет одну чашку молока, тем и будет сыт. А неверующий не перестанет пить, пока не выпьет семь чашек молока. (Муслим, «Книга о питье», 182).

Так и в Коране говорится о человеке, у которого было девяносто девять овец, но он положил глаз на единственную овцу своего брата и отнял ее у него. Обиженный брат ухватился за михраб пророка Давуда (а.с.), обратился к нему с жалобой на брата, не признающего свою неправоту, и попросил восстановить справедливость. (Сура «Сад», 38:21:24). В этих аятах живая картина из нашей сегодняшней жизни, не правда ли? Миллионы людей сегодня словно ждут возможности пробраться в молельню и ухватиться за михраб пророка Давуда! Интересно, которым из двух братьев в молельне Давуда являемся мы?

Во многих местах Корана Всевышний Аллах говорит об идеальном му'мине. Одно из таких мест – это первые аяты суры «Му'минун». Если перечисленные в этих аятах особенности истинно верующих превратим в экзаменационные вопросы, то получится вот такой вопросник:

  1. Читаете ли вы пятикратный намаз?
  2. Избегаете ли всего праздного и ненужного?
  3. Выплачиваете ли вы закят, надеясь на благодать от Аллаха?
  4. Бережете ли вы свою честь и целомудрие, данные вам на хранение Аллахом?

Вопросы короткие, ответы на них тоже должны быть короткими. На четыре вопроса нужно дать четыре правильных ответа. Четыре на четыре, и этого достаточно, чтобы быть му'мином. Наша религия – легкая религия. Если хотите, можем провести еще один экзамен. В этот раз с пятью вопросами. В другом месте Корана (сура «Анфаль», 8:2-4) сказано о пяти качествах истинно верующих. Это еще одна возможность пройти тест для всех нас. Простые и ясные вопросы, на которые требуется дать короткие и точные ответы:

  1. Чувствуете ли вы сердечную дрожь при упоминании Аллаха?
  2. Усиливается ли ваш иман, когда читают аяты Аллаха, происходит ли какое-то движение в вашей душе?
  3. Уповаете ли вы на своего Господа, что бы ни случилось?
  4. Читаете ли вы намаз пять раз в день?
  5. Лезете ли вы в свой карман без раздумий, когда нужно нести расходы ради довольства Аллаха?

Для тех, кто успешно сдаст этот экзамен, есть заслуженная награда. Аллах назвал эту награду «Фирдаус». Райские сады Фирдауса – это обитель спасения. Пусть Аллах вознаградит нас спасительным уделом.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle