Вопрос.
Я совершил кое-какую ошибку и пообещал Всевышнему, что больше не буду совершать этот грех, но не сдержал слова. Может ли согрешивший избавиться от грехов совершив покаяние и будет ли оно принято?
Ответ.
Человек - существо, которое может совершать как хорошие, так и плохие поступки. Иногда человек совершает грех осознанно, а иногда даже не замечает, что переходит черту дозволенного. В Священном Коране сказано:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает…». (Сура «Женщины», 4/116)
Увещевая, Всевышний дает нам понять, что каким бы ни был грех (если это не ширк, то есть придание Ему сотоварищей), то Аллах прощает своих покаявшихся рабов.
Кроме того, в другом аяте говорится:
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный». (Сура «Толпы», 39/53)
Аллах Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним…». (Сура «Запрещение», 66/8)
Искреннее покаяние должно соответствовать следующим пунктам:
1. Зная, что совершенное деяние считается грехом, нужно искренне раскаяться и прибегнуть к защите Всевышнего.
2. Расскаявшись, чувствовать эту вину перед Создателем.
3. Пообещать, что больше данный грех не будет совершен.
4. Если же содеянное затрагивает имущество, нарушает права другого человека, то нужно все возместить.
В риваятах относительно покаяния говорится, что нужно:
- раскаяться в содеянном;
- совершать все обязательные поклонения;
- не притеснять других и злодействовать;
- помириться с обиженными и попросить у них прощение;
- не совершать подобного в будущем. (Кензуль-уммал, 2/3808)
И по милости Всевышнего, если будет соблюдено все вышеприведенное, то можно надеяться, что Аллах примет покаяние и простит.
Однако человек должен находиться в надежде и в страхе перед Создателем. Мы не должны уповать лишь на покаяние, совершая греховное, и не должны впадать в отчаяние, теряя надежду на прощение. Осознать свою ошибку и сразу раскаяться – это тоже поклонение Всевышнему. Думать, что ещё много времени и откладывать покаяние, в корне является неверным действием.
Необходимость покаяния
Наш Пророк (мир ему) в одном из хадисов сообщает:
«Все сыны Адама склонны к совершению грехов, однако наилучшие из них – раскаивающиеся». (Ибн Маджа, «Зухд», 30)
В другом же хадисе говорится:
«Если бы вы не совершали грехов, то Аллах погубил бы вас и создал бы вас рабами, совершающими грех и кающимися». (Муслим, «Тауба», 9, 10, 11)
Так же Пророк говорил:
«Полностью отвернувшийся от совершения греха покаявшийся, будто бы вовсе не совершал этот грех» .(Ибн Маджа, «Зухд», 30)
Сам Всевышний Аллах призывая людей к покаянию приказал следующее:
«Скажи верующим: «…О, уверовавшие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете». (Сура «Нур», 24/31)
Ещё один хадис касательно покаяния:
«Аллах примет тауба человека до тех пор, пока его не покинет его душа». (Тирмизи, «Даават», 100; Ибн Маджа, «Зухд», 30)
Всевышний Аллах сотворил человека, который обладает способностью совершать как благое, так и греховное. Путем избавления от содеянных ошибок, совершенных грехов, и духовного очернения является лишь покаяние. Покаяние избавляет человека от грехов и делает его чистым.
Да примет Всевышний ваши покаяния и простит прегрешения!
Islam-today