Являются ли халялем деньги, полученные за адвокатскую работу?

Ответ:

Профессия адвоката является дозволенной и законной. Однако деньги, получаемые адвокатом, могут быть как халялем, так и харамом.

Если адвокат, взявшись за какое-либо дело, тщательно изучает его, стремясь выяснить истину, то полученные им деньги будут для него халялем. Так как он стремился найти правду, и правда оказалась на стороне того человека, чьи интересы он представлял. Это является законным делом.

Но если правда на противоположной стороне, и адвокат, зная это, исключительно из корыстных побуждений старается опровергнуть правую сторону, то в этом случае ситуация меняется, и полученные деньги не могут считаться дозволенными.

В одном из аятов говорится: «О, вы, которые уверовали! Не пожирайте между собой незаконно вашего имущества».

Если какой-либо адвокат защищает человека, в чьей виновности он убежден, только лишь из-за денег, то эти деньги он заработает недозволенным путем. Таким образом, этот поступок будет противоречить вышеприведенному аяту.

Поэтому если адвокат зарабатывает деньги таким путем – это харам, если нет, то халяль.

Значит, если адвокат защищает человека, зная о его виновности, становясь на сторону неправды только ради денег, то эти деньги являются харамом.

В соответствии с Исламским правом профессия адвоката является разрешенной. Тот, кто не способен самостоятельно отстаивать свои права по причине незнания или отсутствия времени, может нанять адвоката, который будет представлять его интересы. Однако адвокат не должен работать только ради денег, нисколько не задумываясь, прав или нет его клиент. Он должен занимать ту сторону, на которой находится правда. Только при наличии такого намерения полученные им деньги будут законными.

Стоимость услуг должна определяться, исходя из установленных расценок, а также материального положения клиента. Так как требовать высокой платы пользуясь безвыходным положением, в котором оказался человек, является запрещенным.

В одном из хадисов сообщается, что судья, вынесший несправедливое решение, будет подвергнут в ахыра мучениям в виде распиливания пилой.

То же самое касается и адвоката, который пытается доказать невиновность человека, действительно совершившего преступление. Так как если один выносит несправедливое решение, то другой готовит почву для вынесения этого несправедливого решения.

Верующий адвокат должен разъяснить своему клиенту, что если тот прав, то он будет отстаивать его интересы, а если он поймет, что его клиент неправ, то откажется от его защиты.    

Islam-Today

Была ли эта статья вам интересной, полезной? Сделайте, пожалуйста, репост!

Социальные комментарии Cackle