Пророк (мир ему) поведал: «Я господин всех людей. Это так, поскольку я первый из сотворенных. Первым, восставшим из могилы, тоже буду я и первым буду заступаться за грешников. Ливаи-Хамд (Знамя Славы) будет в моих руках.
Все пророки и аулия соберутся под моим стягом, длина которого составляет тысячу лет пути, а ширина - пятьсот лет пути. Его наконечник из красного рубина, рукоять - из белого серебра. Полотнище Знамени имеет три крыла, одно из которых на востоке, другое - на западе, а третье направлено к ближнему небу земли.
Однако моя гордость состоит не в этом. На этом стяге имеется надпись: "Бисмилляхиррахманиррахим. Аль-Хамду лилляхи Раббильалямин. Ля иляха илляллах, Мухаммадун Расулюллах". Длина каждой строки в тысячу лет пути. Под знаменем Ливаи-Хамд есть еще семьдесят тысяч знамен. Под каждым знаменем стоят ангелы в семьдесят тысяч рядов. Все они восхваляют Аллаха, повторяя Его имя».
Нахмад Джурани говорил: «Ливаи-Хамд вынесут из Рая и водрузят перед Расулюллахом. Все мумины соберутся под этим стягом».
Согласно преданию, первыми к месту махшара придут борцы за веру со знаменами на руках.
Ибн Аббас говорит: «Ангелы доставят этот мир в женском образе, покажут народу и спросят: "Знаете ли вы, кто это такая?" Люди скажут: "Да хранит нас Аллах от такого знания". Ангелы скажут: "Перед вами бренный мир, которым вы восторгались и, поддавшись его обману, делали всё, чего сами хотели".
После этого Всевышний Аллах позовет этот мир войти в Ад. Мир взмолится: "Йа, Рабби! Где же мои сторонники и приверженцы? Отдайте мне их". Аллах велит не вводить в Ад вместе с дунья его приверженцев, забывших про ахират.
Приведут Иблиса, который будет восседать на троне из огня. На его шею оденут кольцо проклятия. Всевышний велит стражникам Ада (зебани) сбросить Иблиса с его трона и кинуть в огонь. Все зебани схватят его разом, но не смогут оторвать от трона. После этого по велению Аллаха явятся восемьдесят тысяч ангелов. И опять не смогут сбросить Иблиса с престола. Всевышний скажет: «Пока на шее у Иблиса кольцо проклятия, вы не сможете сбросить Иблиса с престола, даже собравшись все вместе».
Аллах велит им снять с шеи Иблиса кольцо проклятия. После чего придет нижайший среди зебани, который легко сбросит Иблиса с его трона, потащит лицом вниз и бросит в Геенну. А затем принесут кольцо проклятия и наденут ему на шею прямо в Аду. Он будет вечно в мучениях.
Передали, что Пророк (мир ему) говорил:
- Когда наступит киямат, Всевышний велит: «Отделитесь сегодня, о грешники!» (сура «Йа-син», аят 59). То есть Он скажет, чтобы верующие отделились от неверующих, оставшиеся верными Аллаху - от заблудших, говорящие правду - от лжецов.
Говоря об этом, наш Пророк (мир ему) горько заплакал, а потом промолвил: «Что же будет с моей уммой в тот день?»
Грешники будут воскрешены слепыми. Аллах сказал об этом: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (сура «Та-ха», аят 124).
Ибн Аббас говорил: «Слово Всевышнего "слепым" означает, что в тот день глаза неверующих не будут видеть».
Муахид сказал: «Всевышний Аллах потребует от неверующих доводов, но они не смогут привести никаких доказательств».
В тот день неверующие скажут: «Йа Рабби! Почему Ты воскресил нас слепыми?» Всевышний ответит: «На земле к вам приходили Мои аяты-знамения, но вы не захотели их видеть, отбросили их. А сегодня Я тоже брошу вас в Геенну слепыми».
Всевышний Аллах в Коране соизволил сказать: «В тот день подуют в Рог, и в тот день Мы соберем грешников с посиневшими (глазами)» (сура «Та-ха», аят 102). То есть Всевышний говорит, что в Судный день грешники будут воскрешены с синяками под глазами и с почерневшими лицами. По утверждению некоторых, здесь имеется в виду, что на махшаре у них не будет еды и питья.
А еще Всевышний говорил: «В тот день ты увидишь грешников, закованных в цепи» (сура «Ибрахим», аят 49). То есть увидишь в тот день неверующих, связанными друг с другом цепями. Кроме того, к каждому неверующему привяжут одного шайтана, и они будут оба закованы в одни кандалы.
Ка’б аль-Ахбар сказал: «Неверующие пятьдесят тысяч лет будут стоять на ногах. Муминам же покажется, как будто прошло лишь время одного намаза».
Замахшари говорит: «В достоверном хадисе сказано, что если кто-то прочитает суру "Ванназират", то эти пятьдесят тысяч лет покажутся ему, будто прошло всего лишь время от одного намаза до другого».
Имам Хасан говорит: «На махшаре имеется несколько мест, где стоят люди. В одном месте никто не говорит и не слышит. В другом месте лгут и говорят: «Мы не из мушриков и не делали ничего плохого». А еще в одном месте отрицают свою вину.
Недаром Всевышний говорит: «Они признаются в своем грехе» (сура «Мульк/Власть», аят 11). В одном месте хотят вернуться на землю. Про них сказано: «Если бы ты видел, как грешники опустят головы перед своим Господом: «Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать праведно. Воистину, мы обрели убежденность» (сура «Сажда/Поклон», аят 12). А в одном месте у всех уста будут запечатаны, и они не смогут говорить, однако будут общаться знаками. Всевышний Аллах проклянет их, потом проклянут ангелы, а затем станут проклинать мумины.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве. Воистину, грешники окажутся в Аду» (сура «Инфитар/Раскалывание», аяты 13-14).
Когда наступит Судный день, Аллах велит Джибрилю: «Приведи Рай к муминам, а неверующим покажи Ад». По велению Всевышнего, Джибриль поставит Рай справа от Арша, Ад же поставит с левой стороны. Соорудят Мизан, над Геенной построят мост Сират.
Аллах спросит: «Где же Адам Сафийуллах? Где же мой Халиль Ибрахим? Где же Муса Калимуллах? Где же Иса Рухуллах и мой Хабиб - Мухаммад Мустафа?» Они придут на зов Всевышнего и встанут с правой стороны от Мизана.
Аллах велит: «Эй, Ридван! Открой врата Рая! Эй, Малик! Ты тоже открой врата Ада!» Ридван принесет из Рая разукрашенные райские одеяния. Малик тоже принесет цепи из Ада, а также одеяния из смолы. Мумины подойдут к правой стороне Арша, а неверующие - к его левой стороне. Людей накроет бедой: голодом и жаждой. Неверующие покроются потом, верующие не будут потеть.
После этого по воле Аллаха к месту махшара доставят трибуну судейства и наказания. Аллах станет судить так, как Сам пожелает. Сначала Он пошлет Джибриля к Мухаммаду. Джибриль придет и сообщит: «Скажи своей умме, пусть совершают зикр, поминают Аллаха». Пророк (мир ему) велит своей умме: «Поминайте Аллаха!» Они же заговорят в один голос и скажут "бисмилляхиррахманиррахим", поминая Аллаха.
Затем Всевышний обратится к общинам остальных пророков: «Если бы не было уммы Мухаммада, сколько тысячелетий вам пришлось бы оставаться на месте махшара!»
Из книги "Анваруль-ашикын"