يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ (90) إِنَّمَا يُرِيدُ
الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللّهِ وَعَنِ الصَّلاَةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ (91)
«О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?» (Аль-Маида, 90-91).
В риваяте, переданном от Абуль-Камуса Зейда ибн Али говорится:
Аллах Всевышний ниспослал три аята, касавшихся опьяняющих напитков.
Первым из них был аят: «У тебя (о Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и (незначительная) польза для людей, впрочем, греха в них (несоизмеримо) больше, чем пользы» (аль-Бакара 2/219).
Важно знать: Как обезвредить шайтана навсегда?
С ниспосланием этого аята, те мусульмане, которые хотели пить вино, продолжали пить его. Однажды двое мусульман в пьяном состоянии встали на намаз, и они совершенно не понимали того, что читают в намазе. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«О верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать (смысл того), что говорите» (ан-Ниса 4/43).
И, хотя после ниспослания этого аята некоторые люди все еще продолжали пить вино, однако они стали делать это вне времени намаза. И вот, однажды, один человек выпив вина и опьянев стал причитать и оплакивать курайшитов, убитых в битве при Бадре.
Узнав об этом, посланник Аллаха ﷺ в сильнейшем волнении отправился к тому месту.
Увидев этого пьяного человека в таком состоянии, посланник Аллаха ﷺ уже поднял было руку, чтобы ударить его по руке, в которой он держал зажженную свечу, но в этот момент этот человек пришел в себя и воскликнул:
«Прибегаю к защите Аллаха от Его гнева и гнева его посланника. Клянусь Аллахом, я больше никогда не притронусь к вину».
И, в связи с этим, Аллах Всевышний ниспослал аяты: «О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). 91- Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?».
Это интересно: Ни в один из дней шайтан не бывает так унижен
Когда Умар ибн Хаттаб услышал заключительную часть аята «Неужели вы не перестанете?», то сказал: «Мы перестали, перестали» (Табери, Джамиуль-Байан, 2/211).
В риваяте, переданном от Ша`би сообщается, что по поводу опьяняющих напитков было ниспослано четыре аята. В соответствии с этим, к трем вышеупомянутым аятам, был так же добавлен аят
«Из фиников и винограда вы получаете как опьяняющий напиток, так и хорошее пропитание (сок, уксус, свежие и сушеные плоды)» (ан-Нахль. 16/67). Табери, Джамиуль-Байан, 2/211.
Самым известным риваятом, в котором рассказывается о причине ниспослания 90-го аята суры аль-Маида, категорически запретившим употребление опьяняющих напитков, является следующий риваят:
Передается от Судди: когда был ниспослан аят «Тебя спрашивают об опьяняющих напитках и азартных играх...», то некоторые люди продолжали еще пить вино. Наконец, в один из дней Абдуррахман ибн Ауф приготовил еду и пригласил к себе в гости нескольких сахабов, среди которых был и Али. Они поели, попили, а затем встали на намаз. Имамом в намазе был Абдуррахман ибн Ауф.
В одном из ракаатов он прочитал суру аль-Кяфирун, но ни он сам, ни Али, не поняли, что он прочитал (в одном из риваятов сообщается, что вместо «Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы», он прочитал: «Я поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы») (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/111).
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«О верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать (смысл того), что говорите».
Поскольку с ниспосланием этого аята опьяняющие напитки все еще не стали запрещенными, некоторые люди продолжали употреблять их. Однако с момента утреннего намаза и до полудня, то есть до полуденного намаза, никто не пил вино. Пить начинали после совершения ночного намаза и пили до середины ночи, после чело ложились спать, чтобы на утренний намаз встать трезвыми. Так продолжалось некоторое время. Сообщается, что на протяжении этого времени во время чтения азана, глашатай посланника Аллаха ﷺ громко говорил:
«О, жители! Пусть те, кто пьян, не приближаются к намазу!» (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/130).
Соучастники деяний шайтана, или почему в исламе порицается исраф
Однажды Са`д ибн Абу Ваккас приготовил ужин и пригласил к себе в гости некоторых сахабов, среди которых был и один из ансаров. В качестве угощения он приготовил для них жаренную голову верблюда. Он пригласил их к застолью. Они ели, пили, и опьянев перешли к разговорам. В какой-то момент, приглашенный ансар разозлился на какое-то слово, сказанное Са`дом, и размахнувшись челюстью верблюда, которую он держал в руке, ударил ею Са`да по голове, и сломал ему нос.
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?»
Так же в одном из риваятов сообщается, что застолье, во время которого Са`ду сломали нос, устраивал Утбан ибн Малик.
Пьяный Са`д прочел четверостишие, высмеивавшее ансаров, и это стало причиной того, что один из ансаров напал на него.
Из-за сломанного носа, Са`д пришел к посланнику Аллаха ﷺ и пожаловался на того ансара. И тогда посланник Аллаха ﷺ обратился к Аллаху с мольбой, сказав: «О, Аллах! Сообщи нам Свое решение в отношении опьяняющих напитков!».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты: «О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?».
В одном из риваятов говорится, что эти аяты были ниспосланы через несколько дней после битвы у рва (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/111-112).
В риваяте, переданном от Катады сообщаются следующие детали:
Ниспослав аят «У тебя (о Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх.
Ответь: «В них большой грех, но и (незначительная) польза для людей, впрочем, греха в них (несоизмеримо) больше, чем пользы» (аль-Бакара 2/219), Аллах Всевышний подверг порицанию опьяняющие напитки, хотя и не запретил их. Когда же настало время еще более жесткой критики употребления опьяняющих напитков, то был ниспослан аят «О верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать (смысл того), что говорите».
После ниспослания этого аята некоторые люди продолжали пить вино, но только вне времени намазов. То есть данный аят запрещал состояние алкогольного опьянения, а не сами алкогольные напитки. Наконец, после битвы у рва, Аллах Всевышний ниспослал аяты «О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?». И с ниспосланием этого аята любые опьяняющие напитки вне зависимости от количества были объявлены харамом.
Три ловушки шайтана, о которых многие не догадываются
В риваяте, приводимом Муслимом по каналу Абу Бакра ибн Абу Шейбы и Зухейра ибн Харба от Мус`аба сына Са`да ибн Абу Ваккаса сообщается, что помимо вышеупомянутого аята, в отношении Са`да ибн Абу Ваккаса были также ниспосланы и другие аяты (Лукман 31/15; аль-Анфаль 8/1 и аль-Анам 6/52).
В этом риваяте говорится: когда Са`д принял ислам, его мать поклялась, что не будет ничего есть и пить, и говорить, пока Са`д не вернется к прежней религии, а затем сказала ему:
«Ты утверждаешь, что Аллах повелевает хорошо относиться к родителям, не так ли? А раз так, то я, твоя мать, и я приказываю тебе это».
Три дня она ничего не ела и не пила, и в конце концов потеряв сознание, упала в обморок. Окружающие стали кормить женщину силой, открывая ей рот и держа его открытым при помощи палки, и таким образом вливали ей в рот еду. Так, например, когда женщина потеряла сознание, один их ее сыновей по имени Умара пришел к ней, и силой заставил ее попить воды.
Придя в себя, женщина стала проклинать Са`да, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «А если они (родители) будут принуждать тебя поклоняться помимо Меня кому-либо, о ком ты не знаешь (кто не достоин поклонения), то не подчиняйся им. Относись к ним всю эту жизнь по-доброму» .
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»