Вопрос о месторасположении (джихат) Аллаха является разновидностью проблемы антропоморфизма. Месторасположение (джихат) предполагает, что Аллах находится в какой-то стороне, в каком-то направлении. Согласно вероубеждению Ахль сунны Всевышний Аллах превыше того, чтобы находиться в какой-то стороне, каком-то месте, превыше всякой нужды в чем-либо.
Ибн Таймийа, отделившись в этом вопросе от вероубеждения Ахль сунны, выдвинул свою версию о месторасположении Аллаха. Понимая буквально одни аяты, выводя свой собственный смысл из других, Ибн Таймийа утверждает, что Всевышний Аллах находится в определенной стороне, в определенном месте: наверху, на Троне.
Есть написанное еще в 773 году хиджры прекрасное послание Алламе Шихабуддина Ахмада из Алеппо, в котором содержатся аргументы против версии Ибн Таймийи. Алламе так отвечает всем антропоморфистам и Ибн Таймийе в частности:
«Ибн Таймийа утверждает, что он не говорит ничего, о чем бы не говорили Всевышний Аллах и Его Посланник, первые мусульмане из числа мухаджиров и ансаров. После этого приводит какие-то слова и речи, которые не произносили ни Аллах, ни Его Пророк (с.г.в.), ни первые мусульмане из числа сподвижников Пророка (с.г.в.). Таким вступлением он хочет предотвратить возможные возражения и заставить людей некритически воспринимать излагаемое им.
Да, он хочет воспользоваться Книгой Аллаха и сунной Пророка (с.г.в.), но он не стоит на том, на чем стоят Аллах и Его Пророк (с.г.в.).
Ибн Таймийа говорит:
«Толкование (та᾽вил) аятов и хадисов недозволенно, их смысл надо принимать буквально». Но между тем он сам, в том числе и приводя двусмысленные (муташабих) источники (нас) о недозволенности толкования (та᾽вил), идет путем толкования, прибавляя свои слова к словам Аллаха и Его Пророка (с.г.в.). Он не приводит ни одного слова из слов первых мусульман.
Чтобы заставить людей поверить в правдивость своих утверждений и заслужить доверие, вознеся кое-какие приветствия Пророку аляйхиссалям, Ибн Таймийа начинает хулить мусульманских ученых, в том числе и самых великих из них. Он ставит им в вину то, что они сами признавали свое бессилие постичь Аллаха[1].
Между тем сам Посланник Аллаха (с.г.в.) воздавал хвалу своему Господу словами: «О Господь, у меня нет слов, чтобы восхвалить Тебя! Ты таков, каким Ты сам воздаешь Себе хвалу!» Так он признавал, что не в силах должным образом воздать хвалу Аллаху. Также известны слова Абу Бакра Сиддика (р.г.) : «Признания своего бессилия постичь Аллаха уже постижение».
Но этот гордый человек, Ибн Таймийа, претендует на то, что смог постичь Вечного Аллаха таким, каким Он является в действительности. Может ли быть невежество и заблуждение более глубокое, чем это?»
Ибн Таймийа, имеющий наглость отрицать мазхаб всех мусульман и дорогу Ахль-сунны представить как всего лишь следование философам Древней Греции и заимствование из вероубеждений иудеев, так раскрывает вопрос месторасположения (джихат) Аллаха:
«Вся Книга Аллаха от начала до конца, вся сунна нашего Пророка (с.г.в.), все высказывания сподвижников (сахаба) Пророка (с.г.в.), следующего за ними поколения (табиин), речи всех муджтахидов просто полны очевидных фраз (нас), которые самым явным образом дают нам понять, что Аллах находится на Троне, наверху, на небесах».
Как мы видим, Ибн Таймийа утверждает, что имеются очевидные источники (нас) - аяты, хадисы и другие доказательства, которые подтверждают его версию о пребывании Аллаха в каком-то одном направлении. Напомним, что в шариате именуется очевидным источником - нас. Нас - это ясный текст, который никаким образом не нуждается в толковании и который и невозможно толковать как-то иначе. Где же такой очевидный источник, подтверждающий высказывания Ибн Таймийи? Который аят? Хадис? В каком произведении?
Первым своим доказательством он приводит аят:
«Кто желает величия, то у Аллаха все величие; к нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает» (35 /10).
Является ли этот аят насом? Есть ли в нем слова, явно и очевидно говорящие о существовании месторасположения (джихат) Аллаха? Ибн Таймийа желает слово йас᾽аду («восходит») показать как доказательство существования такого месторасположения. Арабский глагол су᾽уд «подниматься» когда применяется по отношению к материальным предметам, телам, то имеет смысл движения в определенном направлении «восходить, подниматься наверх». Но когда он применяется по отношению к нематериальным понятиям, то такой смысл уже неприемлем. В данном аяте глагол су᾽уд применяется по отношению к слову «слово». Но ведь «слово» - это нематериальное понятие! Поэтому здесь глаголсу᾽уд уже обретает иной смысл - «быть принятым». Здесь нет и речи о каком-то направлении и месторасположении.
[1] Хадис гласит: «Вы размышляйте о дарах (нигмат) Аллаха, не размышляя о Нем Самом. Ибо на это у вас не хватит сил».
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"