Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Первыми будут взвешены щедрость и благой нрав».
Здесь содержится указание на то, что первыми воротами святости (валайа) является щедрость. Но если практической (фи’ли) щедростью является щедрость в отношении материальных благ, то щедростью в качествах (сифати) является то, что человек не жалеет ни своих детей, ни себя в отношении сущности (зат).
О благом нраве (ахляк) наш Пророк ﷺ сказал: «На Весы (Мизан) не положат ничего тяжелее благого нрава (ахляк)». Ведь это одно из качеств Всевышнего.
Читайте также: Правда ли, что тасаввуф – только для избранных?
А самым последним будут взвешены слова «Хвала Аллаху» («Аль-хамду лиллях»). Весы наполнятся ими.
В хадисе сказано: «[Слова] «Хвала Аллаху» («Аль-хамду лиллях») заполнят Весы» (Муслим, Тахара, 1; Тирмизи, Даава, 85; Насаи, Зякат, 1).
Причина этого в том, что для каждого чаши Весов будут такого размера, чтобы полностью соответствовать его деяниям, не больше и не меньше этого. Когда все благие деяния, кроме Свидетельства (калима аль-таухид), будут поставлены на Весы, чаша Весов наполнится ими, и останется только место для слов «Хвала Аллаху».
Когда самыми последними на Весы положат слова «Хвала Аллаху», то чаша Весов наполнится. Таким образом, отличительное качество слов «Хвала Аллаху» в том, что они заполнят Весы.
То, что только пришло на ум человеку, не будет взвешено. Также на Весах не будут взвешивать Свидетельство единобожия (калима аль-таухид).
В чем же причина того, что Свидетельство единобожия (калима аль-таухид) не будет взвешено? Почему все деяния будут взвешены, а оно нет? Причина в том, что многобожие (ширк) – является обратным эквивалентом (мукабиля) единобожия (таухид), но единобожие не является обратным эквивалентом многобожия.
Опора религии: достоинства совершения обязательных намазов
Многобожие (ширк), т.е. неверие (куфр) – это отрицание и чистое отсутствие веры. Вера (иман) же – чистое подтверждение существования (исбат аль-вуджуд). Или яснее: у каждого благого дела есть противоположность и эквивалент, именно с ним оно и будет взвешиваться. Обратным эквивалентом слов «Нет божества кроме Аллаха» («Ля иляха илляллах») является многобожие (ширк).
Но единобожие (таухид) и многобожие (ширк) не могут быть в одном месте. Ибо если человек искренне скажет: «Нет божества кроме Аллаха», то избавится от многобожия. А если человек является многобожником, то он оказывается лишенным единобожия (таухид).
Между тем, нет иного эквивалента, который можно положить на чашу Весов. В хадисе сказано, что скрижаль, на которой написаны Слова единобожия (Калима ат-таухид), будет тяжелее чего бы то ни было еще. Поэтому, если и говорят, что единобожие (таухид) будет взвешено на Весах, это «формальный» таухид.
У истинного таухида же нет эквивалента. Ни единобожие (таухид), ни неверие (куфр) не будут взвешиваться на одних Весах (потому что, как было сказано, они являются противоположностью друг друга).
М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»