Правда ли, что следующий за мазхабом освобождается от ответственности?

Те, которые призывают оставить мазхабы имамов-муджтахидов, могут придерживаться убеждения, что они признают все решения, вынесенные при помощи доводов имамами-муджтахидами.

Согласно их точке зрения, немуджтахиду надлежит действовать в рамках одного мазхаба, по своему усмотрению, без привязки к какому-либо определенному мазхабу – это мнение мутазилитов.

Один из соратников Нуреддина аш-Шахида Абу аль-‘Аля Са‘ид ибн Ахмад ибн Абу Бакр ар-Рази в разделе книги по фикху «Аль-Джами‘у байна ат-таква валь-фатва мин мухиммат ад-дин вад-дуньйа» особо отметил положения, которые требуют фетвы и набожности в высказываниях имамов четырех мазхабов. В этом деле отсутствовали какие-либо плотские чувства, а преследовали лишь одну цель – набожность.

Читайте также: Безмазхабный образ жизни – наущения шайтана?

Однако мутазилиты считают, что тот, кто не достиг уровня муджтахида, имеет право отдать предпочтение наиболее понравившемуся мнению.

Немуджтахидам по меньшей мере следует выбрать наиболее набожного из числа муджтахидов и следовать каждой его фетве, не прибегая к различным уловкам.

Предпочтение наиболее легкого мнения имамов-муджтахидов – это следование страстям и личным устремлениям. В религии отсутствует такое положение, кто бы не давал разрешение на него.

Имам Абу Исхак аль-Исфараини сказал следующие слова по поводу действия согласно мнению какого-либо муджтахида без определения его принадлежности: «Начало этого дела – это заблуждение, а конец – это безбожие. Так как мнения муджтахидов варьируются между отрицанием и доказательством, они не могут одновременно сойтись на отрицании и доказательстве».

Да, тот, кто придерживается всех воззрений одного муджтахида, избавляется от какой-либо ответственности перед Всевышним, независимо от того, заблуждается муджтахид или нет.

Таково же религиозно-правовое решение в отношении тех, кто следует другим муджтахидам, потому что если судья при иджтихаде выносит правильное решение, он получает две награды, если ошибается – одну.

«Врата океана знаний»: личность Ибн Мас‘уда
Ибн Мас‘уда (р.а.) обладал высоким уровнем знаний среди сподвижников. ‘Умар (р.а.) говорил, что «Он полон знаний».
17.01.2022
2629

Существует также хадис, который имеет отношение к этой теме. С момента возникновения ислама эта умма пришла к согласию в том, что мукаллид [следующий за мазхабом] освобождается от ответственности, даже если муджтахид заблуждается.

Если бы мукаллид не освобождался от ответственности за ошибку муджтахида, муджтахид не получал бы награду. Соответствуют истине вышеупомянутые слова нашего учителя Абу Исхака аль-Исфараини по этой теме и можно привести тысячи доводов в пользу неё, однако мы не можем здесь полностью изложить эту тему.

Если они полагают, что они внесут исправления в истины, скрытые от глаз уммы (и имамов-муджтахидов), что те, кто призывают следовать одному мазхабу, становятся причиной раскола среди мусульман, что все, кто совершает иджтихад в исламе, заблуждаются – это очевидный бред.

Они, пренебрегая сообщениями с одним передатчиком, избавляются от книг с достоверными хадисами и других надежных сочинений, в том числе от книг по преданиям и тафсиров.

В этом случае мы избавляемся от универсального источника предписаний шариата, которые мы можем применять. В таком случае это путь дьявола, уловка и западня врагов ислама.

Достоверные хадисы с одним передатчиком из-за многочисленности цепочки преданий достигают степени достоверности с точки зрения смысла, даже могут служить доводом в религиозных науках при отсутствии предпосылок для сомнений.

С другой стороны, есть ученые, которые считают, что достоверные хадисы лишены повода для сомнений, если они не подвергаются критике.

Отрицая иджма, они встают в одну линию с заблудшими хариджитами и рафидитами.

Отрицая кыяс, они выбирают путь хариджитов, рафидитов и захиритов, которые закрывают перед собой врата иджтихада, пути на основе известных и наиболее распространенных методов извлечения решений.

Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам».

Фото: shutterstock.com.

Социальные комментарии Cackle