Ибн Таймийа утверждает, что тавассул - это поклонение (ибадат), сравнивая тавассул мусульман с поклонением идолопоклонников. Он приводит такое сопоставление:
«Многобожники говорят: «Мы поклоняемся идолам, чтобы они приблизили нас к Аллаху»[1]. Также и те, кто прибегает к тавассулю, говорят: «Мы посещаем святых и их могилы только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху». Ширки тавассул совершаются с одним и тем же намерением. В таком случае, оба этих действия – неверие (куфр)». Но такое понимание и подобное сопоставление неверны по своей сути.
Ибадат (поклонение) - это повиноваться тому, кого мы признаем Своим Господом, склоняясь перед Его величием и славой.
Тавассул — это просить кого-либо оказать посредничество, чтобы приблизиться к кому-то или обратиться к кому-то с просьбой.
Как мы видим, поклонение и тавассул - это разные вещи. Выражения «совершить тавассул», «сделать кого-то посредником» ни в обыденной речи, ни как термины в шариате не означают «совершать поклонение».
Чтобы какое-то действие считалось поклонением (ибадатом), необходимо выполнение двух условий: считать то, к чему обращаешься, Господом и склоняться перед этим в совершенном смирении. Если не соблюдается одно из этих условий, то действие не является поклонением. В случае тавассуля же не выполняется ни одно из этих условий: человек не считает посредника своим Господом и не склоняется перед своим посредником в совершенном смирении.
А всего лишь выказывание почтительности, не поднимающееся на степень поклонения и не совершаемое с намерением (нийат) поклонения, и не может считаться поклонением. Люди всегда, во все времена чтили, оказывали подобающее уважение великим людям, своим лидерам, ученым и святым, воздавали им разные почести, выказывали покорность своим предводителям, возвеличивали их. Но это никогда не считалось поклонением, и никогда не именовалосъ таковым. В таком проявлении почтительности всегда видели только учтивость и воспитанность.
Алламе Шейх Саляматуль-Азами в своей книге «Аль-Барахину-с-сатиа» пишет об этом так:
«Поклонение (ибадат) можно разделить на два вида. Первое, это поклонение сердцем, т.е. калби. Это значит считать свой объект поклонения Господом, Создателем, независимых ни от кого в своих действиях, признавать за объектом поклонения качества, присущие только Всевышнему. Второй вид - это поклонение телом, т.е. бадани. Это значит, совершая поклонение сердцем (ибадати калби), совершать какие-то действия и телом, такие как стояние (кийам) в намазе, поясной поклон (руку’), земной поклон (сажда).
Если кто-то совершает поклонение только телом, не имея при этом в сердце соответствующего вероубеждения, то по шариату это действие не считается поклонением (ибадат). Даже если он склоняется перед кем-то в земном поклоне. Ученые называют неверующим человека, склонившегося в земном поклоне перед идолом потому, что он сердцем признает этого идола своим Господом. А земной поклон сам по себе не является неверием (куфр).
Если бы совершение земного поклона перед кем-либо еще, помимо Аллаха, не признавая при этом того, перед кем склоняешься, Господом, было бы неверием, то никогда, ни в каком шариате это не было бы дозволенным и законным. Между тем, в шариатах древних Пророков склоняться перед кем-либо в земном поклоне для приветствия, выражения любви и привязанности было дозволено! Это стало запрещенным только в шариате последнего Пророка Мухаммада саллаллаху аляйхи ва саллям.
________________
[1] Коран, 39/3.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"