О малодушии


С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

О МАЛОДУШИИ

            Наверно, малодушие – это та самая черта характера, которая объединяет в себе целую группу других негативных черт, которые в свою очередь можно объединить словом «дурной нрав». Но в основе этой группы, конечно, лежит единый источник, служащий причиной остальных пороков.

            С одной стороны, значение слова очевидно – союз слова «малый (или в смысле «немощный») со словом «душа». С другой стороны, нелишним будет определить, что же подразумевается под «малой» или «немощной» душой.

            Толковый словарь Ушакова Д. Н. определяет малодушие как «нерешительность, безволие, упадок духа».

            Словарь Ожегова: «Отсутствие твердости духа, решительности, мужества».

            То есть определенно малодушие связано с отсутствием воли, силы духа. Но какие именно черты олицетворяют собой именно малодушие?

            Родословная малодушия

            Это, в первую очередь, страх перед людьми, а не перед Всевышним. Это неуверенность в себе, проявляющаяся в подверженности чужому мнению, влиянию. Иными словами, это форма зависимости от окружающих, когда отношение человека детерминировано людским мнением, одобрением или неприятием, но никак не чувством ответственности перед Всевышним или преданности Ему. Порлеев С. В. в «Энциклопедии пороков» пишет:

            «Сочтите малодушного человека глупым - и более абсурдных поступков, чем те, которые последуют от него, вы не увидите. Скажите ему, что он зауряден, бездарен, труслив - и точно: все его проявления станут невыносимо скучны, примитивны и отвратительно робки. Однако по этой же причине, если Вы отнесетесь к малодушному человеку уважительно, он продемонстрирует редкие образцы ума, самоотверженности, мужества. Внушите ему, что он смел, и перед Вами явится герой, изумляющий своей доблестью и отвагой. Глядя на него, Вы не сможете поверить, что сами, собственным влиянием вызвали на свет столь яркие проявления человеческого характера. Малодушие означает, что человек в себе самом не имеет опоры и потому непрестанно нуждается в поддержке других. Только от чужого мнения и внушения обретает он веру в собственные силы. Но уж если малодушный получил столь необходимую ему поддержку, откуда только в нем все берется! Более вдохновенного человека тогда трудно сыскать. Мысли его становятся гибки и остроумны, действия - дерзки и отважны, а характер - стойким и сильным. Оттого мы вправе сделать вывод, что не малодушный человек виновен в своих недостатках; не сам по себе его душевный изъян приводит к постоянной уступчивости, слабости духа и унижающим достоинство поступкам. В неприглядных проявлениях малодушного характера виновны прежде всего окружающие, использующие во зло природную податливость и мягкость его душевного склада. Окружите малодушного человека людьми храбрыми, умными и достойными; поверьте в то, что ему, малодушному, присущи лучшие нравственные качества - и тогда вы станете свидетелем чуда. Силой вашего убеждения гадкий утенок превратится в сильную, прекрасную птицу, которая умчится в свободном полете!».

Если учитывать значимость искренности намерений человека даже в самых внешне высоких делах, то успехи и подвиги малодушного человека становятся не такими уж и ценными – потому что они совершены в угоду окружающему, в них нет глубины, нет искренности. В таких случаях понимаешь, что стоит этому человеку оказаться в другой компании, и он в угоду им может совершить совершенно другие поступки. Потому что в разных группах различные системные ценности: что для одной дикость, для другой может быть проявлением творческой натуры. Итак, следующее качество малодушия – лицемерие, заискивание, конформизм. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, определил лицемера как овцу, которая мечется от одного стада к другому. Таков и малодушный человек: его убеждения меняются вместе с ситуацией, группой людей или обстоятельствами, в которых он оказывается. Из этого следует, что его собственная «карта мира» лишена четких контуров.

Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси, что «самое лучшее, что приходит в сердце – это глубокое убеждение». У малодушного человека нет твердых, глубоких убеждений. А его поведением управляет инстинкт самосохранения.

            Я бы определила сутью равнодушия такое свойство как трусость. Трусость иметь свою точку зрения, отстаивать ее, защищать свои интересы или интересы дела, которому он предан. Скупость – черта малодушных. Но скупость – это та же трусость. Это страх, что милостыня обеднит его. Или что долг не будет ему возвращен. Или что доброе слово и искренность сделают его уязвимым.

            В религиозно-духовном контексте малодушие – это отсутствие решительности в служении Аллаху, следованию пути Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который включает в себя множество признаков, как психологического, так и поведенческого плана. Иными словами, малодушие – это дитя слабой веры.

            Теплицы малодушия

            Как человек становится малодушным. В первую очередь, влияет воспитание. Воспитание, в котором ребенка подавляют, не позволяют развиваться, быть искренним, открытым. Когда его ставят в такие условия, что он может получить желаемое только путем обмана, притворства или хитрости. Такие дети вырастают умными, пронырливыми, «дипломатичными». Но эти качества в свете малодушия отнюдь не делают ему чести.

            Второе – социальное воспитание. Особенно в традиционных обществах. Когда, например, осуждают поведение или убеждения, которые расходятся с традиционными представлениями о морали и нравственности. Даже если поступки человека – совершенно правильны.   

Третье – личностная пассивность, отсутствие самовоспитания. Каждый человек в  той или иной мере сталкивается с неприятием, с опасностью, со страхом. Малодушные люди в таких ситуациях сдаются без боя, не прилагают усилий для защиты себя, своего дела. Постепенно они привыкают жить в страхе и подчиняться из желания избежать опасности. Таким образом, они только усиливают это качество в себе.

            Примечательно, что, несмотря на страх, присущий им, они все же малобезопасны для окружающих. Потому что когда исчезает ситуация страха они могут стать самыми подлыми, жестокими и бесчеловечными. Это только еще раз подчеркивает их лицемерную сущность.

            Молитва и борьба

            Человек – раб Всевышнего, чьи нужды, молитвы и дела зависят от Его воли. Если кто-либо признает в себе малодушие, и Аллах одарит его желанием избавиться от этого качества, то он может обратиться к Всевышнему с молитвой, которую читал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл ее следующий: «О, Аллах, я ищу Твоей защиты от чувства тревоги и печали, от проявлений слабости и лени, от трусости и малодушия, от скупости и бремени долгов, и от притеснения со стороны окружающих».

            Приводится также другая молитва Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах:

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от бессилия, лени, трусости, жадности, дряхлости, жестокости, отвлеченности (рассеянности), зависящим от кого-либо, от отклонения и того, чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Тебе за защитой от нищеты, неверия, нечестия, несчастья, лицемерия, показухи. И прибегаю к Тебе от глухоты, немоты, сумасшествия, проказы, разложения и худших из болезней»

Человек не всегда обладает всеми качествами малодушия. Иногда его малодушие проявляется в скупости. Иногда – в нерешительности. Иногда – в притворстве. Чтобы победить малодушие, нужно развивать в себе качества, противоположные ему. Например, если человек скуп, то раздавать милостыню ради  Аллаха; если он лжив – то стать правдивым; если лицемерен – то стать искренним и честным.

Наряду с этим, человек должен углублять знания, увеличивать поклонение, практику размышлений, потому что по причине взаимосвязанности улучшение одной части души проливает свет и на другие. Это работа, требующая терпеливости, стойкости, искренности, а также упования на Аллаха.  Но как прекрасно воздаяние Аллаха за труды ради Него!

Социальные комментарии Cackle