
Фото: Роман Зиякаев
Имам аль-Газали (1058-1111) в книге «Мункиз мин аз-заляля» пишет: «Я узнал, что суфии – это те, кто идёт по пути Аллаха, их образ жизни наилучший, их путь наивернейший, их нравы наичистейшие» (Иса Абдуль-Кадыр. Что нужно знать о суфизме… – С.260.).
Великий муфассир, имам Фахруддин ар-Рази (1149-1209) в своей книге «Иʻтикаду фирак аль-муслимина ва аль-мушрикина» сказал: «Многие, кто рассматривал различные мусульманские учения, ни слова не сказали о суфизме, и я считаю это большой ошибкой, так как суфизм — это путь познания Аллаха, это очищение от телесных связей, это прекрасный путь…»
Также он сказал: «Суфии — это такие люди, которые заняты размышлением и освобождением своей души от всех телесных связей, они стараются внешне и внутренне быть с Аллахом, думать о Нём. В отношении Аллаха они придерживаются самых высоких моральных качеств, они лучшие из людей» (Мухаммад, Юсуф Хаттар. Тарикат в свете Корана и Сунны (Энциклопедия суфизма). Пер. с арабского. – 3-е изд. – М.: Издательский дом «Ансар», 2012. – С.49.).
«Если ты не увлечёшь Аллахом свою душу, то она увлечёт тебя страстями»
Имам Абу Исхак аш-Шатыби (ум. в 1388 г.) сказал: «Многие невежественные люди считают, что суфии слабо следуют примеру Пророка ﷺ и небрежно соблюдают предписания Шариата, однако это ошибочное мнение. Первое, на чём они построили свои тарикаты — это следование Пророку ﷺ и отказ от того, что противоречит его сунне. Более того, один из наиболее грамотных из них, Абу-ль-Касим аль-Кушайри сказал: «Они выбрали себе название тасаввуф именно для того, чтобы отличаться от мубтадигов (приверженцев нововведений). Во времена Пророка ﷺ и какое-то время после его смерти не было другого названия, кроме как сподвижник, так как оно было самым почётным. Те, кто пришли после них, назвали себя табиʻинами, и дальше за ними последовали другие названия, наиболее искренние религиозные люди стали называться аскетами и богослужителями. Когда же появились нововведения (бидʻа), и каждая секта стала пытаться выдать себя за праведников, то приверженцы сунны, постоянно упоминающие Аллаха, назвали себя суфиями» (Там же).
Имам ан-Навави (1233-1278) в своей книге «Аль-макасыд фи ат-таухид ва аль-ʻибадат ва усуль ат-тасаввуф» писал: «Основных правил суфийского пути пять:
1. Проявлять богобоязненность в одиночестве и на людях.
2. Жить в соответствии с сунной в словах и делах.
3. Не беспокоиться о том, примут тебя или отвергнут другие люди.
4. Довольство Аллахом в богатстве и в бедности.
5. Обращение к Аллаху в счастье и в горе» (Озарение сердец. – 4-е издание, дополненное. – М.: Издательский дом «Даруль-Фикр», 2015 – С.207-208.).

Фото: Роман Зиякаев
Шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути (1929-2013) в своей книге «Ас-салафия» пишет: «Тасаввуф – это новое название старой сути, потому что называемая этим именем суть есть не что иное, как стремление к очищению души от порой заполняющих её негативных душевных процессов, таких как зависть, высокомерие, жизнелюбие, властолюбие… По своей сути очищение души невольно заставляет человека сделать своей главной жизненной целью обретение любви Всепочитаемого и Всеславного Аллаха, Его удовлетворение тобой, научение упованию на Него и всецелое самопосвящение Ему Одному. Ведь душа, отягощенная безрассудством, сама по себе не сможет освободиться и вообще не начнет последовательного движения к выполнению данных обязанностей. В результате ислам в жизни носителя этой души остается не более чем обрядами, или же, что еще хуже, исполнение большинства требований ислама вполне может послужить подпиткой низменных душевных качеств; например, благодаря своим знаниям и приверженности исламу такой человек получает возможность видеть себя выше окружающего общества или же стремиться к получению от религии каких-то практических выгод, как, например, внушение окружающим уважения к себе и даже обретение славы благодаря выполняемым им общественно-полезным деяниям.
Нет нужды доказывать, что для подобного человека ислам – не более чем чешуя, прикрывающая срамнейшие душевные болезни и низменные качества, ради избавления сущности человека от которых ислам и явился. И нет необходимости доказывать, что наиглавнейшие предназначение ислама, собственно, сама его исконная сущность – стремиться к очищению души от подобных загрязнений» (Аль-Бути, Мухаммад Саид Рамадан. Салафия / Пер. с араб. – М.: Издательский дом «Ансар», 2008. – С.173-174).
Нияз Сабиров "Тасаввуф"