Что есть Ислам? Как придерживаться верного, истинного пути, который нам завещал наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего)? Как оставаться в золотой середине? Как не превратить религию в крайность и не оказывать вредоносное влияние на умы молодежи? А какую роль во всем этом играют мечети?
Именно этими вопросами озадачились участники вот уже третьего сезона Дискуссионного мусульманского клуба, который проходит по четвергам в стенах Галиевской мечети. На этот раз спикером заседания стал Юсуф хазрат Давлетшин, имам-хатыйб Закабанной мечети.
Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) завещал нам придерживаться религии Ислам, быть на срединном пути, выполняя все обязанности и следуя его Сунне. Однако шайтан часто пытается сбить человека с толку, заставляя его слишком усердствовать, доходя в своем желании следовать по стопам Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) до неразумного поведения. Нужно придерживаться середины, уверен хазрат, уйти равноценно далеко от не выполнения столпов Ислама до конца и перевыполнения возложенных на человека обязанностей. Юсуф хазрат напомнил собравшимся юношам и девушкам о трех сахабах, которые пришли к дому Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) с вопросом, но застали только его жену Айшу. Узнав, как Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) молится, выстаивая ночные молитвы до боли в ногах, как постится, сподвижники покинули его дом. Один решил выстаивать все ночи в молитвах, другой – поститься каждый день, а третий – никогда не жениться, дабы жена и будущие дети не отвлекали его от служения, от зарабатывания довольства Всевышнего. Узнав об их намерениях от жены, Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) призвал сахабов придерживаться золотой середины: «Бог любит равновесие».
- Он ответил им: я выстаиваю ночные молитвы, но я также и отдыхаю; я пощусь, но есть дни, когда я этого не делаю; у меня есть жена и дети, я провожу время с ними. Не забывайте о жизни загробной ради жизни земной, или о земной – ради загробной. Во всем должна быть середина, - напомнил Юсуф хазрат.
Наша религия всегда и во всем придерживается золотой середины, и это самый верный, самый праведный путь. И земную жизнь ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Ведь она дана нам Всевышним Создателем для подготовки к жизни загробной. Наш долг – заслужить благости мира иного за тот короткий период земной жизни, что мы пребываем на земле. Ислам – не секта, не что-то сложное. Религия создана во благо и для облегчения.
- Это религия для простого народа, который смеется, радуется и отдыхает.
Некоторые сподвижники Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), достигшие духовного богатства, стали думать лишь о жизни загробной, забывая о своей семье, о жене и детях, полностью уйдя в служение Всевышнему. Однако, как говорил Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), как у Всевышнего есть право на тебя, так и у твоей супруги/супруга есть право на тебя. Ты должен каждому отдать причитающееся.
Как отметил Юсуф хазрат Давлетшин, цель мусульман не привлечь в Ислам как можно больше людей, а показать этим самым людям всю красоту и простоту нашей религии.
- Человек тянется к прекрасному, а Ислам прекрасен. Если мы с вами, каждый из нас, а не только имамы в мечетях, будем рассказывать об Исламе, показывать его красоту, в том числе и собственным примером, то люди сами придут к религии Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
Затронув работу имама, хазрат напомнил, насколько важна роль религии в жизни обыденной и духовной человека.
- Когда у человека радость, к кому он приходит? В мечеть. Когда у человека горе, куда он идет? В мечеть. Поэтому наши имамы должны вести активную работу со своими прихожанами, встречаться, проводить уроки, читать каждый день пусть небольшие, на 5-10 минут, вагазы, объясняя отдельные моменты, отвечая на вопросы членов нашей уммы. К примеру, когда хазрат читает никах двум молодым людям, решившим соединить себя перед лицом Всевышнего (хотя их никто не заставляет, в том числе и государство), то не надо расспрашивать, читают ли они намаз, ездили в хадж. Ты лучше расскажи им об обязанностях мужа и жены перед друг другом, о семейной жизни, о том, что их ждет. И если ты запал им в душу, то всю свою дальнейшую жизнь они будут приходить к тебе за советом, спрашивать у тебя. Ты станешь их персональным, личным имамом. К этому мы должны стремится, а не просто отчитывать пятничную хутбу. Ислам – это не секта, наша религия сделана нам во благо.
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Сура «Аль-Бакара» 2: 143).
Ильмира Гафиятуллина, Казань