Таухид - это утверждение и исповедование единства Аллаха. Это также называют верой (иман) и Исламом. Таухид, иман и Ислам - это одно и то же. Тот человек, который утверждает: «Ля иляха илляллах Мухаммадун расулюллах» и верит в то, что говорит, является верующим, мусульманином. Ахль-таухид (единобожники) - это те, кто обрел веру исследует Исламу. Кроме мусульман и верующих (му’мин) нет других единобожников.
Противоположность таухида - это куфр, ширк. Куфр и ширк имеют свои разновидности, свои части. Но таухид един - он не делится на части и не имеет разновидностей. Можно сказать: «Одна из разновидностей куфра, один из видов ширка», но нельзя сказать: «Один из видов имана, одна из разновидностей таухида». Поэтому в итикаде ахль сунны нет двух видов таухида - таухид-и улухийа и таухид-и рубубийа.
В сознании людей, в самой их природе, если она не испорчена, содержится понимание, убежденность в том, что достоин поклонения только Господь - Творец (Рабб), только Он имеет право на это. А тот, кто не является Создателем (Рабб), не достоин поклонения и не имеет на него права. Во всех ниспосланных от Аллаха религиях и согласно убеждению, заложенному в самом сознании человека, быть Творцом и быть достойным поклонения - это два неотделимых друг от друга свойства, два нераздельных понятия.
Ширк мушриков касается именно рубубийата, т.е. признания Творца. Они поклоняются своим божествам (идолам), потому что считают их создателями. Ни один мушрик не считает своего идола неодушевленным, лишенным разума, не приносящим ни пользы, ни вреда предметом[1], а верит, что тот обладает мощью, силой и качествами, подобающими создателю[2].
Из всего этого каждому разумному и справедливому человеку становится ясно, что рубубийат и улухийат - это не разные, а совершенно идентичные понятия, при упоминании одного из которых нет необходимости упоминать и другое. Человек, который уверовал в то, что «Нет иного Создателя (Рабб), кроме Аллаха», одновременно верит и в то, что «Нет кого-то иного, достойного поклонения, кроме Аллаха». Точно также и человек, утверждающий: «Никто, кроме Аллаха, не достоин поклонения», одновременно верит в то, что «Нет Создателя, кроме Аллаха».
Мы видим, что в Коране иногда упоминается только одно из этих понятий, а иногда и одно вместо другого, т.е. они взаимозаменяемы[3].
Умма Пророка Мухаммада (мир ему) уверовала в единство Всевышнего Аллаха, привязана к таухиду всем сердцем. И никто не имеет права обвинять эту умму в том, что она уверовала в какой-то другой таухид и не смогла постичь истинного таухида. Или говорить: «Этот таухид - таухид многобожников», «Этот таухид - не наш таухид». Каждый человек, произнесший калима-и таухид, каждый, обращающий свое лицо к кибле и говорящий: «Я - мусульманин» - это и есть верующий (му’мин), мусульманин, единобожник! Ни у кого нет права ранить его сердце и копаться в его душе!
Ля иляха иллаллах Мухаммадун расулюллах.
_________________________
[1] Коран, 11/54; 19/81.
[2] Коран, 6/94; 36/4-74; 19/81.
[3] Коран, 6/102; 27/60-64.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"