Непринятие человеком истины, когда эта истина идет наперекор его страстям и самолюбию, является страшной болезнью нафса. Этот недуг возникает тогда, когда человек уже не может держать в узде свой нафс и противостоять его порицаемым побуждениям. В борьбе против зла своего нафса такой человек терпит поражение, и непокоренный нафс уже сам контролирует своего хозяина.
Чтобы люди могли держать под контролем свой нафс, Всевышний Аллах дает им следующий совет:
«С раскаянием обратитесь к Создателю вашему, или убейте себя самих: это будет для вас лучше пред Создателем вашим» (аль-Бакара, 54).1
Средство исцеления
Лучшим средством исцеления от этой болезни является отказ от праздных и бесполезных поступков, устремление всей душой к Всевышнему и полное предание себя Его воле.
Когда Всевышний Аллах потребовал у пророка Ибрахима (мир ему) принести своего сына Исмаила (мир ему) в жертву, Он хотел проверить его покорность. Пророк всецело покорился велению Творца и достойно прошел испытание: «Когда они оба покорились (воле Аллаха) и (отец) поверг его (лицом вниз), Мы воззвали к нему: «О, Ибрахим! Ты исполнил (то, что ведено было тебе) во сне". Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро» (ас-Саффат, 103-105). После этого Аллах даровал Ибрахиму (мир ему) большого овна, чтобы он принес его в жертву и возместил тем самым за жизнь Исмаила (мир ему).
Джунайд Багдади (да помилует его Аллах) говорил: «Кто сохранил связь с этим миром, тому Аллах сделал Рай запретным».
Мухаммад ибн Абдуллах ар-Рази как-то поведал мне, что Абу аль-Касым ал-Мисри рассказал ему в Багдаде следующее: «Ибн Язданияра спросили: «С каким намерением раб должен устремляться к Аллаху?» Он ответил: «С намерением даже не оглядываться на те вещи, от которых он отказался ради Аллаха, и больше не возвращаться к тем проступкам, от которых ему удалось избавиться».
После такого ответа его спросили: «Эти ваши слова относятся к грешникам, покаявшимся в грехах. А с каким намерением должен устремиться к Аллаху человек со слабой убежденностью?» Ученый ответил: «Пусть устремляется к Аллаху, перестав утопать в прошлых неудачах и горестях и прочувствовав глубоко в душе сладость своего будущего состояния».
1.Скорее всего, автор, приводя данный аят, ссылается к толкованию тех ученых, которые считают, что здесь говорится об унижении и осуждении человеком собственного нафса для его очищения.
из книги "Болезни нафса и методы их лечения"