Будучи писателем-мусульманином и учитывая сложность современной ситуации в мире, понятие путешествия открылось для меня в совершенно новом свете как познавательно и духовно преобразующий опыт. Теперь я понимаю, почему путешествие поощряется в исламе. Но я не понимаю, почему мусульмане так не любят путешествовать. Я искренне считаю, что мусульмане должны путешествовать, и вот 11 причин, по которым они должны это делать:
1. Хадж (или умра).
Путешествие непосредственно связано со многими духовными аспектами ислама, в том числе в одном из его столпов – хадже. Малое паломничество – умра – является одной из поощряемых в исламе духовных практик. Оба ритуала заключаются в путешествии к святым местам, местам становления ислама как религии – Мекке. Хадж и умра также состоят из множества ритуалов, связанных передвижением и путешествием, например, таваф вокруг Каабы, поездку в Мину, горе Арафат и Муздалифа. Каждое из этих ритуалов требует от паломника размышления и осознания во время передвижения.
2. Пророк Мухаммад (мир ему).
Путешествия поощрялись Посланником Аллаха (мир ему), который рассматривал это как один из способов обретения знаний. Пророк (мир ему) сам пережил духовные путешествия, например, ночное путешествие, или Мирадж, когда Он (мир ему) вознесся через семь небес, встретил пророков, которые были до Него и получил предписание от Всевышнего о ежедневных молитвах. Это путешествие, которое, согласно большинству ученых, произошло до его переселения в Медину, было направлено на то, чтобы укрепить его решительность и веру в свое пророчество. К тому же молодые годы Мухаммада (мир ему) прошли в путешествиях – он сопровождал торговые караваны по всему Среднему востоку. Эти путешествия оказали большое влияние на его умение уважать различия и сопереживать другим народам.
3. Традиция.
Мусульмане на протяжении многих веков имели традицию перемещаться с одного места на другое. Одним из самых знаменитых путешественников являлся Ибн Батута, который родился в Марокко и путешествовал на протяжении 30 лет. Ученые-мусульмане также преодолевали длинные дистанции в стремлении к знаниям. Вдобавок, пророки совершали духовные путешествия, которые меняли их нрав и укрепляли дух.
4. Духовность.
«Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник» – это хадис о привязанности к материальному миру. Следовательно, каждая духовная традиция в исламе представляет странствие как часть духовного воспитания. Мудрость, которая стоит за этим, заключается в «чуждом» отношении души к мирскому и развитие более глубокого понимания жизни вечной.
5. Любовь к Аллаху.
Посредством путешествия, мы лучше осознаем Аллаха, мы в полной мере видим все его творения и создания и поражаемся масштабам и совершенству, созданному Творцом. Во время странствий все знакомое нам прежде становится по-настоящему близким, и мы больше начинаем ценить творения Всевышнего. На протяжении всего Корана Всевышний призывает человека размышлять над знамениями, которые расположились на земле и на небе – и как не посредством путешествия это лучше сделать?
6. Искоренение невежества.
Ничто так не развивает мышление, как жизненный опыт. В современном мире, знания о котором поступают из СМИ, нам кажется, что сидя на одном конце света, мы знаем, что происходит на другом. По видео, новостям и картинкам очень легко считать, что мы знаем людей, так как представляют их медиа. Но это не есть реальность, это всего лишь представление реальности. И поездки в места, о которых мы думали, что знаем о них все, – это лучший способ осознать данный факт, поскольку мы понимаем, насколько ошибались.
7. Самосовершенствование.
Ислам предписал человеку стремление к совершенству, он осознает, что человек склонен к ошибках и проступкам, но он всегда может стать лучше. Путешествия способны научить человека таким качествам, как самообладание, смиренность, самоконтроль, скромность и покорность. Для истинно верующего каждый опыт, в том числе путешествия, – это укрепление веры и осознание могущества Всевышнего Аллаха. Путешествие, спланированное с правильным намерением, создает лучшего вас, так как выводит вас из зоны комфорта и ставит перед вами такие вопросы, как кто вы, куда вы идете и в чем смысл вашей жизни.
8. Научиться ценить.
Люди таковы, что воспринимают все то, что имеют, как само собой разумеющееся. Это же касается и родителей, родственников, братьев-сестер и т.д. Проведя несколько недель, а то и месяцев в пути, на эти богатства начинаешь смотреть по-другому и по-настоящему осознаешь истинную цену маминой улыбки, отцовского объятия. Говорят, что разлука усиливает чувства, но на самом деле значит, что вы осознаете то, чем благословил вас Всевышний.
9. Вера в человечество.
Путешествуя по всему миру, в каждом уголке которого мне встречались только хорошие люди, я понял, что люди удивительны. Всевышний Аллах сделал человека самым высшим существом из своих созданий, и, скитаясь по миру, я находил божественную доброту и любовь в людях. Большинство людей в мире являются олицетворением того, что значит быть «человеком».
10. Исламская история и культура.
Исламское наследие очень богато и пронизывает буквально весь земной шар. В исламской культуре есть элементы, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся в зависимости от страны и народа. Универсальные основы исламской культуры проистекают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов. Путешествуя по местам, значимым в исламской истории, мы становимся ближе к нашим корням, нашему прошлому и наследию.
Сайда Хайат