Фото: Thayra/ elements.envato.com
Всевышний Создатель обращаясь к людям, сказал следующие слова: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует (сура аль-Араф, аят 31).
«Исраф» – в переводе означает бесполезную, пустую растрату, бесцельное израсходование чего-либо или же излишек в расходах. Однако не стоит ограничивать это понятие лишь питанием или одеждой. Пустая трата времени, бесцельная болтовня, несправедливое отношение к другим, безнравственность, и распространение порицаемого также является исрафом. Ибо любое благо, дарованное нам Всевышним Создателем, растраченное в пустую справедливо можно включить в понятие исрафа.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал свою умму: «В Судный день никто не спасется, пока не ответит на четыре вопроса:
Язык, слух, зрение, способность размышлять, физическое здоровье, благой нрав, да впрочем как и сама бесценная жизнь человека, это ничто иное как благо данное человеку. Но мало того, что большинство не выказывает за это должной благодарности, они еще и разменивает свою жизнь по мелочам, превращая столь драгоценное сокровище в дешевый ненужный хлам, именуемый бесполезным существованием. Поэтому исраф – это, в первую очередь, проявление неуважения по отношению ко Всевышнему Аллаху.
Исраф становится причиной лишения бараката. Человек не довольствуясь тем, что имеет всегда стремиться потратить больше. Перестав различать запретное от дозволенного, он будет готов пожертвовать своей совестью, лишь бы достичь собственные цели и задачи. Ибо когда человек позволяет властвовать над собой собственным желаниям, его потребности начинают достигать космических размеров. И как сказал Всемогущий Аллах: «Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу» (сура аль-Исра, аяты 26-27).
Несомненно, человек в процессе своей жизнедеятельности имеет свои потребности. Однако важно при этом иметь контроль над ними и соблюдение определенные рамки, дабы отнести себя к тем, о ком сказано в следующем аяте Священного Корана: « [Это те] (5) кто, если тратят [свои средства и возможности, время и силы] на благодеяния, то не расточительны и не скупы, они находят [золотую] середину между первым и вторым [умеренны и постоянны в благом, где нужно — щедры]» (сура Фуркан, аят-67). То есть экономичный и рациональный подход к делу является залогом успеха и бараката, в итоге которого блага человека приумножаются в разы.
Но это вовсе не означает, что по Исламу, человек ужав себя во всем должен жить в шалаше из картонных коробок и облачаться в лохмотья. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Питайтесь, одевайтесь и расходуйте без излишеств и не ради того, чтобы показать себя перед остальными. Аллах любит, когда Его раб пользуется благами (данными Всевышним человеку)».
Ихсан Кышкаров