«О, верующие! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят к трапезе. Но не дожидайтесь ее приготовления. Но если вас позовут, то входите, а когда поедите, расходитесь и не оставайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стесняется вас, но Аллах не стесняется правды. И если вы просите у них [жен Пророка] какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец. Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после него. Поистине, это перед Аллахом – большой грех» (Ахзаб, 53).
Этот аят известен как «аят о хиджабе», то есть о завесе. Имеется известный хадис о ниспослании этого аята в соответствии с пожеланием хазрати ‘Умара. Рассказы о событии, произошедшем в пятом году по хиджре и ставшем поводом для ниспослания этого аята, дошли по различным каналам и включены в сборники достоверных хадисов. Вместе с тем, о причинах ниспослания этого аята имеются и другие риваяты.
День хиджаба: напоминание о важном предписании ислама всем современным людям
В риваяте от Анаса хазрати ‘Умар повествует таким образом: «Однажды я сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ! К тебе приходят и хорошие люди и грешники. Тебе следовало бы повелеть матерям правоверных укрываться». И после этого Аллах Всевышний ниспослал аят о хиджабе».
Достопочтенный ‘Умар говорит так: «Мой Господь согласился со мной по поводу четырех вещей:
Я сказал: «О, посланник Аллаха! Не совершать ли нам намаз за макамом Ибрахима?» Аллах Всевышний ниспослал аят: «И вы сделайте макам Ибрахима местом для моления».
Я сказал: «О, посланник Аллаха! Хорошо бы тебе сделать занавеску для твоих жен (чтобы укрыть их). К ним приходят и хорошие люди и грешники». Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу».
В риваяте Табари, полученном через Абу Айюба ан-Нахрани от Аиши, также говорится о ниспослании аята о хиджабе в связи с тем, что произошло с хазрати ‘Умаром. Однако событие излагается несколько по-иному.
Жены Пророка ﷺ, как и другие женщины, по вечерам выходили за город справлять нужду в открытой местности (поскольку в домах не было туалетов). Достопочтенный ‘Умар сказал Пророку ﷺ, чтобы его жены укрывались, выходя справлять нужду. Но поскольку не было откровения по этому поводу, Пророк ﷺ не придал значения этой его просьбе.
В один из вечеров жена Пророка ﷺ Севда бинт Земʼа вышла за пределы города справлять нужду. Она была женщиной высокого роста, и ее можно было узнать издалека. Хазрати ‘Умар тоже вышел за ней и так как очень хотел, чтобы было получено откровение относительно необходимости женщинам укрываться, крикнул ей сзади: «Эй, Севда, мы узнали тебя!»
Досточтимая Аиша говорит: «Вот после этого случая был ниспослан аят о хиджабе: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка в неурочный час…».
Согласно риваяту от Муджахида, когда Пророк ﷺ кушал, рядом с ним были и некоторые сподвижники. Рука одного из них коснулась руки Аиши, и Пророку ﷺ это не понравилось, и вот в связи с этим был ниспослан аят о хиджабе. Согласно одному хадису, приведенному Таберани с достоверным иснадом от Аиши, человеком, рука которого коснулась руки Аиши, был хазрати ‘Умар.
Не пропустите: Совместимы ли мода и ислам?
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук] никому, кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть [мусульманки] не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Нур, 31).
Мукатиль ибн Хайян рассказывает: «Как нам стало известно (самое правдивое известно Аллаху), Джабир ибн ‘Абдуллах передал следующее: «Когда Асма бинт Муршида находилась в племени Бану Хариса (по одному риваяту – среди финиковых пальм), женщины начали входить к ней без одежды, с браслетами на ногах, с открытой грудью и свисающими волосами. Асма воскликнула:« Как это мерзко!» Вслед за этим Аллах Всевышний низвел аят: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы...»
Мукатил ибн Хайян приводит этот же случай, когда говорит об обстоятельствах ниспослания 58-го аята этой суры, о чем будет сказано позже.
«О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить [от рабынь и женщин легкого поведения], чтобы не причинить им обиды. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Ахзаб, 59).
В риваяте от Даххака он объясняет так: «Когда в Медине кто-нибудь из мунафиков встречал женщину в плохой одежде, то по ее внешнему виду не мог различить, кто она: свободная женщина или же невольница. Предположив, что она блудница, он начинал к ней приставать и таким образом причинял неудобства свободной женщине. Вот в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят: «О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин…»
Судди повествует об этом несколько иначе: «Дома в Медине были тесные, и в них не было места, чтобы справить нужду. Поэтому женщины выходили за город, справляли нужду на полях. Некоторые грешные мужчины Медины начинали их преследовать, приставали к ним. Чаще всего они преследовали невольниц. В те времена свободные женщины, выходя на улицу, брали верхнюю одежду, невольницы же не обращали на это внимания.
Так вот, эти нечестивые мужчины, увидев на улице женщину в верхней одежде, говорили про себя: «Это свободная женщина» и не трогали ее. Если же они видели женщину без верхней одежды, то приставали к ней. Вот из-за их подобных поступков был ниспослан этот аят.
В риваяте же, дошедшем от Абу Салиха, вместо сведений о мужчинах, преследовавших женщин и пристававших к ним, говорится, что мужчины сидели у своих ворот на улице и громко обсуждали проходящих мимо верующих женщин, которым это не нравилось. В связи с этим и был ниспослан аят о необходимости женщинам укрываться.
Фото: elements.envato.com.