Перед дальним путешествием Лукман Хаким дал наставления своему сыну. Море, огонь и женщина – похожи. Без них жить трудно, но они непредсказуемы. В море надо выходить на надежном корабле, с огнем нужно быть осторожным. Богачи и начальники подобны огню: не приближайся к ним слишком – обожжешься, но и не удаляйся – замерзнешь. Секреты не выдавай жене.
Не бери в долг у богача, который разбогател внезапно, не познав трудностей жизни, не заработав ни копейки посильным трудом. Родная земля не дорога тому, кто не пролил на нее и капли пота. Внезапно разбогатевший или возвысившийся человек никогда не поймет других людей. Сегодня многие богачи не интересуются народом, деньги свои выводят заграницу. Для них не существуют понятия страны, народа. Их интересуют лишь деньги и их алчность. Всевышний Аллах за это лишил их душевного спокойствия, семейного счастья, народной любви.
Не дружи с льстецами и подхалимами. Враг лучше таких людей. Потому что враг всегда говорит в лицо то, что думает, не льстит. Ты всегда знаешь, чего можно от него ожидать, держишься с ним осторожно. Китайская народная мудрость гласит: «Если не можешь одолеть врага, подружись с ним. Тогда ты сможешь ему вдоволь навредить». Те, кто тебя ненавидит, критикует, тоже являются благодатью Аллаха. Горькое лекарство лечит. Так и они помогают тебе увидеть твои недостатки, работать над собой, стать лучше, идти вперед. Подхалим подобен болоту: он не противоборствует тебе, но тянет с собой на дно. «Бросайте льстецам в лицо золу» (хадис).
После отъезда отца, сын решил проверить слова отца на деле. Подружился с одним подхалимом городского главы, взял в долг у новоявленного богача, зарезал одного барана, сварил его и положил в мешок. Когда он вернулся домой, жена поинтересовалась содержимым мешка. Он ответил: «О, моя милая жена, я поругался с одним человеком, и пришлось его убить. Иначе он убил бы меня. Только, я прошу тебя, никому не рассказывай. Я признался лишь тебе». Однажды он поругался с женой. Жена сказала: «А сам-то, сам. Если не будет по-моему, я упрячу тебя за решетку». Он сделал вид, что разозлился, и ударил жену. Она выбежала из дома и закричала на всю улицу: «Мой муж на днях убил одного человека, а сегодня хочет убить меня. Спасите!» Собрался народ, известие дошло до городского главы. «Сына Лукмана Хакима надо закрыть в темницу. Кто пойдет за ним?» – спросил глава. Тот друг-подхалим сказал: «Я приведу, я его знаю», и со стражниками пошел арестовывать сына Лукмана Хакима. Тот умолял его отпустить: «Ты же мой друг, помоги мне избежать этого горя». Друг не послушал его, заковал ему руки и повел к главе. Услышавший это известие новоявленный богач, прибежал к нему и стал требовать вернуть долг: «Возвращай скорее мне мои деньги». «Ты же видишь, плохи мои дела. Пережди немного», – попросил его сын Лукмана Хакима. Тот не согласился, погрозился присвоить его дом в уплату долга. Сын Лукмана Хакима вернул ему долг.
Когда его привели к главе города, тот сказал: «Ты ведь сын уважаемого человека. Как ты мог совершить такое? От тебя этого никто не ожидал. Мы будем тебя судить». Сын Лукмана Хакима сказал: «Казните меня так, чтобы на моем теле ран было не больше, чем на трупе мертвеца». Жена с радостью показала место, где был спрятан мешок. Принесли мешок к главе города, открыли: а там – вареная баранина. «Что за шутки?» – удивились все. Сын Лукмана Хакима рассказал, как хотел проверить наставления своего отца на деле. Это стало для многих уроком.
Во времена своего рабства, хозяин Лукмана Хакима послал его собирать плоды из своего сада. Все рабы поедали плоды, а Лукман Хаким не ел. Поедаемая без спроса еда является харамом, очерняет душу, убивает силу воли. На ум приходят слова покойного Габделхак хазрата Саматова (да смилуется над ним Аллах): «Колхозы образовывались путем отбирания у людей земли, лошадей. А пропитания не давали. Так они научили людей воровать, есть харам. А потом уже и алкоголизм с прелюбодеянием стали привычным делом”.
Из воспоминаний мамы: когда началась война, деревенские старушки собрались у бабушки моей мамы. Мамина бабушка – Гульбикя аби – была грамотной женщиной. Ее спросили: «Дети пухнут с голода, есть нечего. Своровать колхозное будет харамом?»
Гульбикя аби им ответила: «Колхозные земли – это наши земли, лошади тоже наши. Мужья на фронте. Не морите детей голодом. Воровство в этом случае не будет харамом». Вы только подумайте, как были воспитаны тогда люди. Потому что это было совершающее намаз поколение. Сегодня мы не голодаем. Но все равно, надо или не надо, стараемся чего-нибудь урвать, хапнуть, пока не видит хозяин. Конечно, это ведь колхозное. Мы сами и наши дети пропитаны харамом. Однажды школьники убирали картофель на колхозном поле. Все дети шли с поля домой, неся в ведрах картошку. Только у совершающей намаз девочки ведро было пустое. Все смотрели на нее, как на сумасшедшую, обвиняли в этом. Вот как мы “возвеличили” коллективное имущество, коллективный труд. Очень часто сами руководители подают пример народу, как и сколько можно освоить коллективного добра. Так какую же пользу можно ожидать от выступлений с высоких трибун, в которых обвиняется воровство. Аллах все видит, да и народ не глуп.
Если среди сумасшедших окажется один разумный, они высмеют его, как глупого. Туркменский писатель Махдумколый писал: «Среди ослов будь ослом, не показывай своего истинного лица”.
Рабы тоже посмеялись над Лукманом Хакимом. А вернувшись к хозяину, как один оклеветали его: «Он съел десять плодов». Все свидетели были против Лукмана Хакима. Хозяин разозлился: «Как тебя наказать?» – спросил он. Лукман Хаким ответил: «Ты обильно напои нас всех теплой водой, а потом заставь бежать. Тогда увидишь истину». Тех, кто съел много плодов, во время бега стошнило. У Лукмана Хакима вышла лишь вода. Хозяин понял, в чем дело. Лукман Хаким не жаловался, не ябедничал, даже не оправдывался. Вышел из положения, благодаря своей мудрости.
Джалиль хазрат Фазлыев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.