«Аллах уже принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час (в сражении при Табук, когда один финик делился на двоих, а десять человек по очереди ездили на одном верблюде и мусульман сильно мучила жара), после того, как сердца некоторых из них едва не уклонились в сторону (они чуть не решили уйти с поля боя из-за трудностей, с которыми столкнулись). (Всевышний Аллах) принял их покаяние. Поистине, Он — к ним Снисходительный, Милующий. (Аллах простил) троих, оставшихся позади (в принятии их покаяния), так что земля показалась им тесной, несмотря на ее просторы (то есть они не могли найти себе места и обрести покой). Их души стали тесными (для их печали о том, что их покаяние не принимается, и они не могли найти радость ни в чем), и они поняли, что им негде укрыться от (гнева) Аллаха, кроме как у Него же. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться (дал им возможность покаяться). Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (верующих). О верующие! Бойтесь Аллаха (избегая грехов) и будьте с правдивыми (в вере и выполняйте обещания)» (Тауба, 117-119).
В риваяте, переданном от Джабира сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении троих ансаров: Ка`ба ибн Малика, Хиляла ибн Умаййи и Мурара ибнур-Раби.
После того, как посланник Аллаха ﷺ вернулся в Медину из похода на Табук, к нему пришли восемьдесят с лишним человек, которые не приняли участия в походе на Табук, и стали излагать свои лживые оправдания, тогда как эти трое пришли и честно признались в том, что у них нет никаких оправданий и уважительных причин, по которым они не приняли участия в этом походе.
Сура Ат-Тауба: почему лицемеры отдали все свое имущество Пророку ﷺ?
И тогда окончательное решение в отношении них было отложено до того момента, пока от Аллаха Всевышнего не будет послан какой-либо знак.
Ситуация, в которой они оказались, стала для них истинным испытанием. Эту историю, о долгих днях предшествовавших ниспосланию этих аятов, рассказанную главным ее участником Ка`бом ибн Маликом и переданная его сыном, была приведена во всех достоверных сборниках хадисов.
В этом риваяте говорится: К концу жизни Ка`б ибн Малик полностью ослеп. Его сын Абдуллах, ухаживавший за ним, говорил: «Я слышал, как мой отец рассказывал:
«Я не пропустил ни одного военного похода посланника Аллаха ﷺ за исключением похода на Табук. Поистине, никогда я не был столь силен и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошел с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается посланника Аллаха ﷺ то до похода на Табук, отправляясь в другие походы, он всегда скрывал истинную цель похода (делая вид, что отправляется совершенно в другую сторону). Однако готовясь к походу на Табук он не скрывал истинной цели этого похода и места назначения.
И когда настало время похода, посланник Аллаха ﷺ выступил в страшную жару и в этом походе его ждали дальний путь, безводная пустыня и многочисленный враг. Он разъяснил мусульманам суть дела, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха ﷺ было так много мусульман, что количество их не поддавалось счету.
Асбабун-Нузуль: аят о лицемерах, которые насмехались над Пророком ﷺ
Посланник Аллаха ﷺ выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а деревья давали приятную тень. Вместе с другими мусульманами он, ﷺ, готовился (к этому походу), а я начал выходить (из дома по утрам), чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: «Я могу сделать это потом», и я продолжал поступать так, другие же серьезно готовились.
В конце концов, посланник Аллаха ﷺ утром двинулся в путь вместе с мусульманами, а я так ничего и не сделал для подготовки. Тогда я сказал себе: «Я подготовлюсь за день или два после его отъезда, а потом присоединюсь к ним».
На следующее утро я вышел, чтобы готовиться, но вернулся, опять ничего не сделав, потом я вышел на следующее утро и снова вернулся, ничего не сделав, и пока я находился в подобном положении участники похода, которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их.
О, если бы мне удалось сделать это! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда посланника Аллаха ﷺ, я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал никого, кроме тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний.
Что же касается посланника Аллаха ﷺ, то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: «А что делает Ка‘б?».
Один человек из племени бану Салима сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ! Его задержали две его одежды и его самолюбие».
Узнав о том, что он уже возвращается из Табука, я стал беспокоиться и придумывать ложные оправдания, говоря (себе): «Как мне избежать его гнева завтра?».
Я обращался за помощью в этом к каждому мудрому человеку из членов своей семьи. Когда же стали говорить, что, посланник Аллаха ﷺ, находится уже совсем близко (от Медины) все ложное ушло от меня, я понял, что мне ни за что не спастись от его гнева с помощью лжи, и решил сказать правду.
А потом к нему подошел я, и когда я поприветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: «Подойди». Тогда я подошел (ближе) и сел перед ним, а он спросил: «Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?».
Я сказал: «Да. Клянусь Аллахом, о, посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью ложных оправданий, ибо я наделен красноречием. Но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах все равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это Всевышний Аллах простит меня! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Аллахом, когда я остался, был я силен и обеспечен как никогда!».
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Он сказал правду. Ступай же и жди, пока Аллах не сообщит решения о тебе».
Потом я спросил людей из племени бану Салима: «А случилось ли еще с кем-нибудь то же, что и со мной?». Они сказали: «Мурара ибн ар-Раби‘ аль-Амри и Хиляль ибн Умаййа аль-Вакифи». Это были два праведника, принимавшие участие в битве при Бадре и служившие для меня примером. И после того, как они назвали (имена) этих двоих, я решил (не отказываться от своих слов).
Посланник Аллаха ﷺ из всех оставшихся в Медине запретил людям разговаривать только с нами тремя. После этого люди стали сторониться нас, изменив свое отношение к нам, и даже земля стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал прежде, и в подобном положении мы провели пятьдесят дней. Если говорить о двух моих товарищах, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, а я был моложе и сильнее их и поэтому выходил из дома, принимал участие в намазах вместе с другими мусульманами, ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной!
Однажды после того, как я провел уже много времени, сталкиваясь с подобной отчужденностью со стороны людей, я (вышел из дома и) дошел до ограды сада моего двоюродного брата Абу Катады, которого я любил больше всех остальных людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, но, клянусь Аллахом, он не ответил на мое приветствие!
Тогда я сказал ему: «О, Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, скажи, известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его, посланника?». На этот раз он сказал: «Аллах и Его, посланник знают об этом лучше!».
Продолжение следует...