«Призывай [людей, о Мухаммад] на путь твоего Господа с мудростью и хорошим наставлением и веди спор с ними наилучшим образом [выбирая самые убедительные доводы]. Поистине, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто по нему следует [и воздаст им всем по заслугам]. И если вам причинят зло, то ответьте [им] ровно тем же, что сделали вам. Однако проявить терпение [и отказаться от мести] будет лучше для терпеливых. Поэтому терпи, ведь твое терпение – только от Аллаха. Не печалься о них [о неверующих] и не переживай из-за их козней» (Ан-Нахль, 125-127).
В другом риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху говорится, что когда (в день сражения при Ухуде) Посланник Аллаха ﷺ увидел (обезображенное) тело своего дяди, он сказал: «Одолей я курайшитов, – я подвергну пыткам семьдесят из них!» И тогда был ниспослан аят: «… Однако проявить терпение [и отказаться от мести] будет лучше для терпеливых».
Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда мы будем терпеливыми, о Господь наш!», – отказавшись таким образом от мести за своего дядю (Имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 199).
Изучаем: 6 столпов терпения
Приведя все эти риваяты, имам аль-Вахиди говорит: «Шейх аль-Иман аль-Аухад Абу аль-Хасан говорил: «Здесь необходимо упомянуть, каким именно образом был убит Хамза. Джа‘фар (или Хафса) ибн ‘Амр ибн Умайя ад-Дамри рассказывал:
«Однажды я и ‘Убейдуллах ибн ‘Адий оказались в Хомсе.‘Убейдуллах сказал мне: «Что если нам навестить Вахши, спросим его, как он убил Хамзу? Что скажешь?» На что я ответил: «Если хочешь, давай навестим».
Человек, у которого мы спросили, где мы можем найти Вахши, сказал нам: «Во дворе его дома. Он уже длительное время находится в запое. Если он будет трезв, то араб, который с ним, посодействует вам, а трезвым он бывает лишь с утра».
Придя к нему, мы поприветствовали его. Когда он поднял голову, мы сказали: «Мы пришли, чтобы услышать, как ты убил Хамзу». Он сказал: «Я расскажу вам то же, что уже рассказывал Посланнику Аллаха ﷺ». И он начал свой рассказ:
«Я был рабом Джубейра ибн Мут‘ыма ибн ‘Адия ибн Науфаля, дядя которого – Туайма ибн ‘Адий – был убит в день сражения при Бадре. В день сражения при Ухуде, когда курайшиты двинулись в сторону места сражения, Джубейр ибн Мут‘ым сказал мне: «Если за моего дядю Туайму ты убьешь дядю Мухаммада – Хамзу, ты свободен». Я – эфиоп, и, бросая по-эфиопски копье, я редко промахивался.
Когда у Ухуда два войска сошлись, я стал искать Хамзу, и наконец, нашел его посреди поля боя. Своим мечом он поражал каждого, кто выходил против него. Прячась то за камнями, то за деревьями, я стал искать подходящего момента, чтобы метнуть в него свое копье.
Вдруг передо мной оказался Сиба‘ ибн ‘Абд аль-Узза. Увидев его, Хамза закричал: «Ну, давай, эй, сын Мактат аль-Бузура!», – ударив того с такой силой, что голова того едва осталась на месте.
Тут я и бросил в него свое копье, которое, войдя ему в живот, проткнуло его насквозь и вышло через ногу. Он попытался атаковать меня, но, обессилев, упал. Подождав, пока он умрет, я подошел к нему и, вытащив свое копье, вернулся в лагерь, где стал отсиживаться. Ни до кого другого мне не было никакого дела, да и его я убил лишь ради обретения (обещанной мне) свободы.
Лев Аллаха Хамза (радыйАллаху анху)
Вернувшись в Мекку, я обрел свободу и жил там до тех пор, пока Ислам не проник и туда, тогда мне пришлось переселиться в Таиф. Вскоре жители Таифа заключили с Посланником Аллаха ﷺ мирное соглашение, и бежать мне уже оказалось некуда.
Когда кто-то увидел меня в таком подавленном состоянии и спросил причину этого, я ответил: «Я убил дядю этого человека (Мухаммада), теперь же жители Таифа заключают с ним мирное соглашение. Я не знаю, куда мне теперь деваться».
На что этот человек сказал мне: «Клянусь Аллахом, тех, кто является к нему, свидетельствуя о том, что он пророк, – он не убивает».
И когда жители Таифа отправили к Посланнику Аллаха ﷺ делегацию, я, присоединившись к ним, явился к Пророку ﷺ. Увидев меня, он сказал: «Ты – Вахши?» Я ответил: «Да». Он спросил: «Это ты убил Хамзу?» На что я ответил: «Всё так и было». И тогда он сказал: «Не мог бы ты держаться от меня подальше?!»
Когда после смерти Посланника Аллаха ﷺ мусульмане снарядили против лжепророка Мусайлямы аль-Каззаба поход на Ямаму, я сказал (сам себе): «Я должен выйти (в этот поход) против Мусайлямы аль-Каззаба, быть может, мне удастся убить его, и таким образом я смогу искупить свою вину за убийство Хамзы».
И, выйдя в этот поход вместе со всеми, я убил его точно таким же образом» (Имам Абу аль-Касым Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани, аль-Му’джам аль-Кябир, 3/160-162, хадис №: 2946; имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 200-201).
Простить или мстить до конца: важный аят Корана о проявлении терпения
Из книги «Асбабун-Нузуль»