Уроки суры Али-Имран: «Аллах не будет говорить с ними»

إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَنًا قَلِيلاً أُوْلَئِكَ لاَ خَلاَقَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ وَلاَ يُكَلِّمُهُمُ اللّهُ وَلاَ يَنظُرُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
(77)

«Поистине, тем, кто продает договор с Аллахом и свои клятвы за малую цену, нет доли в вечной жизни. И Аллах не будет говорить с ними, не посмотрит на них (с милостью) в Судный день и не очистит их (от грехов посредством прощения). И им – мучительное наказание» (Али-Имран, 77).

Начало: Им нет доли в Вечной жизни...

Ранее, рассказывая о причине ниспослания 188 аята суры аль-Бакара, мы приводили риваят Мукатиля ибн Хайаана, который является абсолютно идентичным вышеприведенному аяту, в котором рассказывается о причине ниспослания этого аята. В этих риваятах отличаются только имена. А именно:

Мукатиль ибн Хайан рассказывал:

Данный аят был ниспослан в отношении Имрууль-Кайса ибн Абис аль-Кинди и Абдана ибнуль-Ашва аль-Хадрами. Между ними возник спор относительно земельного участка. Тогда они обратились к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он вынес решение в их споре.

Абдан выступал в качестве истца, а Имрууль-Кайс выступал в качестве ответчика. Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Этот человек захватил землю, которая досталась мне от отца». 

Имрууль-Кайс сказал: «Эта земля моя. Я ее возделываю, и у него нет никаких прав на нее».

Посланник Аллаха ﷺ обратившись к Абдану сказал: «Либо предоставь доказательства того, что эта земля является твоей, либо я заставлю твоего оппонента принести клятву».

Сура Алю Имран: ложные клятвы и присвоение чужого имущества

Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Он принесет ложную клятву и присвоит себе мою землю».

Посланник Аллаха ﷺ сначала сказал: «Раз у тебя нет доказательств, то не остается иного пути, как взять клятву с твоего оппонента».

После этого он добавил: «Кто принесет ложную клятву именем Аллаха, чтобы завладеть частью имущества своего брата мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным».

Имрууль-Кайс спросил: «О, посланник Аллаха! А что будет тому, кто отказывается от своих прав, будучи правым?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Рай».

Тогда Имрууль-Кайс сказав: «Будь свидетелем тому, что я отдаю эту землю ему», отказался от тяжбы. И тогда Аллах Всевышний ниспослал данный аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39).

Муслим приводит этот риваят без упоминания о том, что он является причиной ниспослания данного аята, а так же сообщает, что Абдана звали Рабиа ибн Ибдан или Ийдан (Муслим, Иман, 223-224).

Несмотря на то, что в риваяте Муслима нет никаких указаний на то, что описанное событие является причиной ниспослания аята, имам Табери в приводимой им версии этого хадиса, восполняет этот недостаток.

Табери приводит риваят совместно переданный Раджа ибн Хайва и Урсом ибн Адийем от отца Урса — Адиййа ибн Умайра, в котором говорится:

«Однажды между Имрууль-Кайсом и одним человеком из Хадрамаута вышел спор, и они оба пришли к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы решить его.

Посланник Аллаха ﷺ обратившись к человеку из Хадрамаута, сказал: «Или приведи доказательство, или твой оппонент принесет клятву».

Человек из Хадрамаута сказал: «О, посланник Аллаха! Если он принесет клятву, то присвоит себе мою землю».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто принесет ложную клятву именем Аллаха, чтобы завладеть имуществом своего брата мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным».

Имрууль-Кайс спросил: «О, посланник Аллаха! А что будет тому, кто отказывается от своих прав, будучи правым?».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Рай». Тогда Имрууль-Кайс сказал: «Будь свидетелем тому, что я отказываюсь от своих прав».
Так же сообщается, что причиной ниспослания этого аята стал случай, когда при совершении одной сделки купли-продажи, была принесена ложная клятва.

В соответствии с риваятом, переданным по каналу Мухаммада ибнуль-Мусанна от Амира, однажды один человек принес утром на рынок свой товар, чтобы продать его. Но до вечера ему так и не удалось ничего продать.

Вечером же пришел один клиент и желая приобрести его товар, стал торговаться с ним. Продавец, поклявшись, сказал: «Утром я бы тебе ни за что не продал свой товар по такой цене, если бы не настал вечер». И, в связи с этим аллах Всевышний ниспослал этот аят (Табери, Джамиуль-Байан, 3/230; Бухари, Шахадат, 25).

В соответствии с риваятом, переданным от Икримы, у данного аята, а также у аята «Поистине, скрывающие то, что ниспослал Аллах в Книге, выручая за это ничтожную цену, наполняют свои желудки одним только огнем. Аллах не станет разговаривать с ними в Судный день и не очистит их (от грязи грехов). И им – болезненное наказание» (аль-Бакара 2/174) одна и та же причина ниспослания. Оба этих аята были ниспосланы в отношении иудеев (Табери, Джамиуль-Байан, 2/53) Аль-Вахиди в своем «Асбабун-Нузуле» приводит два риваята, подкрепляющие данное мнение. А именно:

Кельби говорил:

В год, когда была засуха, группа иудейских алимов испытывая нужду, пришла к Ка`бу ибнуль-Ашрафу, жившему в Медине. Ка`б спросил у них: «Разве в своих книгах вы не видите, что этот человек является посланником Аллаха?».

Они ответили: «Да. А разве ты так не считаешь?». Он ответил: «Нет».

Они сказали: «Мы свидетельствуем, что он раб Аллаха и Его посланник».

Ка`б сказал: «Аллах лишил вас многих благ. Вы пришли ко мне, чтобы я дал что-нибудь вам и одел ваши семьи. Аллах лишил благ и вас, и ваши семьи».

Они сказали: «Мы совсем запутались. Подожди, не торопись. Пойдем к нему и посмотрим собственными глазами». Они исказили качества и отличительные свойства посланника Аллаха ﷺ, которые упоминались в их книгах, вписав вместо них совсем другое, а затем пришли к посланнику Аллаха ﷺ, поговорили с ним, и задавали ему вопросы.

После этого они вернулись к Ка`бу ибнуль-Ашрафу и сказали: «Мы считали его посланником Аллаха. Но придя к нему мы увидели, что он не тот пророк, о котором упоминается в наших книгах. Мы увидели, что его качества не соответствуют тем, которые упоминаются в книгах», после чего они вытащили Тору, в которую еще совсем недавно внесли изменения.

Ка`б взглянул в книгу, успокоился и щедро одарил их необходимыми продуктами и вещами. И, в связи с этим Аллах всевышний ниспослал этот аят.

Икрима говорил: Этот аят был ниспослан в отношении Абу Рафи, Любаба (Кенана) ибн Абиль-Хукайка, Хуйайа ибн Ахтаба, Ка`ба ибнуль-Ашрафа и прочих лидеров иудеев. Они скрыли слово, которое взял с них Аллах касательно пророка Мухаммада, исказили его, и своими руками написали совершенно другое.

Затем, перед своими последователями, от которых они получали прибыль, взятки и на которых они наживались, они боясь лишиться всего этого, поклялись, что, то, что написано в их книгах — это от Аллаха (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 80; Аляуддин Али ибн Мухаммад аль-Багдади аль-Хазин, Любабут-Тавиль фи Маанит-Танзиль, 1/249)

Тоже самое говорил и Хасан аль-Басри. То, что данный аят был ниспослан относительно иудеев, можно понять и по следующему за ним аяту, в котором говорится: «И, поистине, среди них (людей Писания) есть те, кто искажает в своих речах Книгу для того, чтобы вы посчитали за Книгу то, чего в Книге нет. Они говорят: «Это — от Аллаха». Но это не от Аллаха! Они лгут в отношении Аллаха сознательно» (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 8/104-106).

Как Аллах оповестил Пророка ﷺ о предстоящей победе?
Когда Аллах Всевышний даровал своему Посланнику ﷺ завоевание Мекки, а Посланник ﷺ пообещал своей общине завоевание Византии и Персии, мунафики сказали: «Поразительно, поразительно! Где Византия с Персией, и где Мухаммад...»
09.09.2021
2541
Социальные комментарии Cackle