Что подразумевал наш Пророк ﷺ под таваккулем, упованием на Всевышнего?
Он говорил: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, Он наделил бы вас пропитанием так же, как наделяет птиц, вылетающих из своих гнезд на рассвете, чтобы прокормиться, и возвращающихся на закате дня сытыми».
Несомненно, человек сначала должен предпринимать какие-то действия, выполнять какие-то условия, потом полностью положиться на Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ и в этом вопросе был для нас совершенным примером.
Вспомним историю переселения нашего пророка из Мекки в Медину вместе с Абу Бакром ас-Сиддиком радыяллаху ‘анху. Пророк Мухаммад ﷺ с дозволения Всевышнего вышел из своего жилища ночью, чтобы неверные не могли его заметить. Обратите внимание на его стратегию, на его понимание упования на Аллаха.
Он отправился прямиком не в сторону Медины, а в прямо противоположном направлении. Как вы думаете, почему? Это был отвлекающий маневр. Он выбрал такой путь, благодаря которому он мог гарантированно добраться до пункта назначения. А уже после того, как он принял соответствующие меры, он полностью положился на Аллаха.
Вот как велел понимать Посланник Аллаха ﷺ упование на Всевышнего. Введя неверующих в заблуждение, он оставался со своим верным сподвижником Абу Бакром в пещере Саур. Абу Бакра радыяллаху ‘анху не покидало чувство тревоги, на что
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не бойся, Аллах с нами!» Что же делали двое, третьим с которыми был Сам Аллах? Они верили и уповали на Всевышнего, после того как предприняли необходимые меры.
Если мы проанализируем жизнь Посланника Аллаха ﷺ, то увидим, что он сначала пытался предпринять какие-то действия, а уже потом полагался на Всевышнего. При этом он возносил молитвы, прибегая к защите Своего Господа как в начале своих дел, так и в середине, и в конце.
Однажды один бедуин спросил Пророка ﷺ: «Стоит ли мне привязывать верблюда, прежде чем уповать на Всевышнего, или оставить его самого по себе и положиться на Аллаха?»
На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Тебе следует привязать его и лишь затем уповать на своего Господа!» Посланник Аллаха ﷺ разъяснил нам истинное значение упования на Аллаха на своем лучшем примере.
4 совета, как избежать крайностей в уповании на Аллаха
Однажды Посланник Аллаха ﷺ наставлял своего сподвижника Ибн Аббаса радыяллаху ‘анху следующим образом: «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Если захочешь попросить о чем-либо, то проси Аллаха; если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что перья уже подняты (от Хранимой Скрижали), а страницы высохли, а поэтому, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они навредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя, не могло обойти стороной. И, поистине, победа приходит с терпением, радость с несчастьем, а с трудностью приходит облегчение». Вот как мы должны понимать истинное упование на Всевышнего Аллаха.
Посланник Аллаха ﷺ был довольствующимся из людей. Он довольствовался малым, а при трудностях проявлял терпение, уповая на Единого Аллаха, тем самым еще больше возвышая свою степень. Поэтому вместе с ним много сподвижников, не жалея своей жизни, имущества и денег, оставили свои дома и последовали за ним.
Таким образом, хиджра, то есть переселение мусульман в Медину, является еще одним примером правильного упования на Всевышнего.
Они терпели унижения со стороны неверующих мекканцев, но их сердца были привязаны к Аллаху, они полагались только на Него. Им пришлось покинуть свои дома, оставить свои семьи, но Аллах дал им наилучший удел. Они были из искренне верующих, которые уповали на Всевышнего, были покорны и довольны Его Волей.
Однажды Умар бин Хаттаб радыяллаху ‘анху увидел йеменцев, которые сидели без дела. Он спросил их, чем они занимаются.
Они ответили: «Мы уповаем на Милость Всевышнего, покорились Ему, положились на Него, а теперь ждем». Разве можно сидеть и ничего не делать, говоря, что ты положился на Всевышнего?!
Это интересно: 4 дела, избавляющие от отчаяния
О тех, кто не старается, ленится и ссылается лишь на Волю Аллаха, говоря: «Мы уповаем на Всевышнего», Умар говорил: «Вы уповаете не на Аллаха, а на деньги других, которые намереваетесь потратить. Истинное же упование, это когда человек уповает на Аллаха, после того как бросит зерно в почву».
Аллах не ниспосылает пропитание с неба. Человек должен потрудиться, чтобы добыть себе пищу. Несомненно, наш любимый Пророк ﷺ проявлял терпение и выносливость, с терпением относился к недостойному поведению людей.
В Благородном Коране говорится про Посланника Аллаха ﷺ:
«По милости Аллаха ты [о Мухаммад] был мягок с ними [сподвижниками]. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они бы обязательно покинули тебя. Прости же их [за то, что было в битве при Ухуде], попроси для них прощения и советуйся с ними в делах. А когда примешь решение, то уповай на Аллаха – поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Алю Имран, 159).
Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ сначала принимал меры, затем полагался на Всевышнего, не забывая возносить молитвы в начале, середине и конце своих деяний. И он не ощущал нехватки, благодаря своим дуа. Очень важно осознать эту связь между таваккулем и созданием причин.
Время от времени мусульмане подвергаются заблуждениям относительно вопросов пропитания и упования на Всевышнего Аллаха. Таваккуль означает принять необходимые меры, а результат оставить на Волю Всевышнего, а не сидеть без дела, говоря: «Я положился на Аллаха и уповаю на Него!» Как говорится в Благородном Коране:
«О верующие! Если вы поможете Аллаху, то Он поможет вам и утвердит ваши стопы [укрепит вашу веру]» (Мухаммад, 7).
Верующие должны проявить старание, чтобы добиться результата, а исход оставить Воле Всевышнего. А Аллах непременно даст им то, чего они заслуживают.
То есть, упование не означает сидеть где-то без дела и ждать, что же произойдет по воле Всевышнего, а искать причины и решения, полагаясь и подчиняясь Аллаху, Его велениям. Если человек хочет получить хороший урожай, он сначала должен возделать эту землю, засеять поле, а затем уже молиться и ждать, что Аллах ниспошлет ему хороший урожай.
Человек получает лишь то, что он заслуживает посредством своих деяний. Желаю всем нам как следует осознать Величие Аллаха, уповать на Него, быть покорным и довольным Его волей, ощущая сладость веры.
Гульназ Ситдикова
Фото: elements.envato.com