Люди, не понимающие, какое важное место занимают ученые ислама в деле распространения Предписаний Аллаха (Велик Он и Славен) и Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорят: "Нет необходимости в каких-либо ученых, когда имеется возможность непосредственного обращения к самому Благородному Корану". Видимо, такие люди не задумываются хотя бы над тем, что если бы так просто было понять значения аятов Корана, то не было бы необходимости в Пророках и Посланниках. Не понимают они, что высказывания Посланника - это и есть толкование Корана. А труды истинных ученых, в свою очередь, разъясняют это толкование. Далеко не каждый знаток арабского языка может стать ученым. Когда мусульмане говорят "ученый ислама", они подразумевают человека, обладающего огромной эрудицией (широким спектром знаний по всем наукам ислама), что позволяет ему толковать аяты Корана. Естественно, что этот человек не просто "кладезь наук", а, прежде всего, благочестивый мусульманин очень высокого интеллектуального уровня, вероучение которого соответствует вероучению Приверженцев Сунны (Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а). Такой ученый знает весь Коран не только наизусть, но и много других тонкостей. К примеру, когда и где был ниспослан каждый аят и по какому случаю. Кроме этого, ученый знает, какое толкование этому аяту Корана дал Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также знает всю цепочку передатчиков этого высказывания и комментарии к этим хадисам ученых первых трех поколений.
Не может считаться ученым человек даже с очень большим багажом знаний, но придерживающийся искаженного вероучения. Только правильное вероучение, полученное Приверженцами Сунны в наследство от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и первых трех поколений мусульман, определяет ценность каких-либо знаний. Главы всех остальных 72-х направлений также обладали большим комплексом знаний, но беда была их в том, что они не последовали согласованному мнению предыдущих Муджтахидов, и сбились с Пути Праведных Предков.
Хадисы об ученых ислама:
"Ученый выше невежды настолько, насколько пророк выше своей общины" [Хатиб].
"Ученый выше абида (человека, который находится в постоянном поклонении) так же, как полный месяц ярче звезд" [Абу Нуайм].
"Ученый выше абида в семьдесят раз. При появлении бида' (нововведений), ученый предупреждает людей. Абид же в это время занят поклонением. Так что и с этой стороны ученый ценнее абида" [Дейлеми].
"Чернила ученых будут сопоставлены с кровью шэхидов, и Весы с чернилами ученых перевесят" [И. Наджар].
"Ученый, - это человек, в котором Аллах уверен и может на него положиться" [Дейлеми].
"Ученые, - это факелы Земли, преемники и наследники мои и других пророков" [Абу Нуайм].
"После смерти ученого, даже рыбы молят о его прощении до самого Судного Дня" [Дейлеми].
"Следуйте ученым! Они факелы всего мира (освещают дорогу всем людям)" [Дейлеми].
"Ученые, - это лоцманы (указывающие пути спасения) и руководители" [От И. Наджара].
О толковании аята: "Держитесь за вервь Аллаха…" (3: 103).
Ахмад б. Мухаммад ат-Тахтави (был муфтием Каира мазхаба Ханафи; ум. в 1231/1815; да будет милостив к нему Аллах) сказал по поводу этого аята следующее: "В данном случае "вервь Аллаха" означает ученых по фикху и другим исламским наукам. Кто отделится от ученых по Фикху хоть на пядь, - собьется с Пути Истины. Путь ученых по фикху, - это путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведных Халифов. Кто отделится от этого пути, тот попадет в Ад. Мусульмане могут обрести спасение только лишь следуя вероучению общины Ахли-с-Сунна ва-ль-Джама'а. В школах этой общины собраны достоверные знания. Кто в наше время не следует ни одному из 4-х мазхабов Ахли-с-Сунна, непременно собьется с Пути Истины".
Имам аль-Хадими (автор книги "аль-Барика…") пишет следующее:
"Четыре Источника религиозных знаний являются источниками для ученых - Муджтахидов. Для обычных мусульман источниками знаний служат решения ученых одной из богословско-правовых школ (мазхабов) Приверженцев Сунны, так как не дозволено принимать решение по аяту или хадису, толкуя их по собственному разумению. Поэтому, если при следовании какому-либо правовому решению нашего мазхаба, мы видим какие-то, как нам кажется, несоответствия с аятами или хадисами, то все равно следуем решению своего мазхаба. Так как мы знаем, что, скорее всего решение было принято в соответствии с другими аятами и хадисами путем сопоставления или согласованного мнения Праведных Предков. Правильное решение могут принять только ученые - Муджтахиды. Поэтому, мы должны читать не книги по тафсиру или хадисам, а книги по Фикху".
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»