Передано от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Поистине, ученые - доверенные люди пророков перед рабами Аллаха, пока они не будут близки к правителям и не будут чрезмерно отдаваться этой жизни. Если ученые погрузятся в ближнюю жизнь, то, поистине, они совершат измену по отношению к пророкам. Отвернитесь от таких ученых и остерегайтесь их».
Передано от Абу Дарды, который сказал: «Незнающему, невежде - одно сожаление, а знающему и не выполняющему - семь сожалений».
Также от него передано, что он сказал: «О 'Уваймир, я не боюсь в Судный день вопроса: «Что ты знал?» - но боюсь вопроса: «Что ты делал со своими знаниями?».
Передано от 'Исы (мир ему), который сказал: «Тот, кто знал и совершил деяние в соответствии со знаниями и обучал других, в небесах будет назван величайшим».
Передано от 'Умара бин Хаттаба, который спросил у 'Абдуллы бин Салама: «Кем являются ученые?». 'Абдулла сказал: «Те, кто совершает деяния в соответствии со знаниями». 'Умар спросил: «Что забирает знания из сердец людей?». Он сказал: «Возлагание надежд на бренный мир».
'Иса (мир ему) сказал: «Какая польза для слепого от свечи, которую он держит в руках и которая светит для других? Какая польза для темного дома от яркости свечи, которая снаружи дома? Какая вам будет польза от обучения людей тем знаниям, в соответствии с которыми вы не совершаете деяния?».
Также передано от 'Исы (мир ему), который сказал: «Деревьев много, но не все дают плоды. Ученых тоже много, но не все направляют на истинный путь. Плодов много, но не все хороши. Ученых в этом мире много, но не все приносят пользу».
Сахль сказал: «Каждый человек мертв, живы лишь ученые. Каждый ученый пребывает во сне, кроме тех, кто практикует свои знания. И каждый практикующий свои знания может обмануться, кроме тех, кто искренен. А искренние пребывают в постоянной опасности».
Пророк (мир ему) сказал: «Не сидите возле всякого ученого, а только у того ученого, который призывает отстраниться от пяти вещей и быть близким к пяти другим вещам: отстраниться от сомнения - приблизиться к достоверному знанию, от высокомерия - к снисходительности, от враждебности - к дружелюбию, от показных дел - к искренности и от соблазна этого мира - к отреченности».
Передано от 'Али бин Абу Талиба: «Если ученый не совершает деяния в соответствии со своими знаниями, то невежде будет неприятно получать у него знания. Ибо если ученый не совершает деяния в соответствии со знаниями, то эти знания не принесут пользу ни ему самому, ни другим. Даже если он будет обладать большими знаниями.
Нам сообщили: «Один человек из бани Исраиль собрал знания в восемьдесят сундуков. Всевышний Аллах повелел одному из Своих пророков: «Скажи этому мудрецу: ты не сможешь воспользоваться этими знаниями, даже если соберешь еще часть знаний, однако пользу от знаний ты получишь, если только совершишь три следующих дела:
во-первых, если не будешь любить этот мир, ибо преходящий мир не дом верующего.
Во-вторых, если не будешь дружить с шайтаном, ибо шайтан не является другом верующих.
В-третьих, если не будешь наносить обиды верующим, ибо это деяние не относится к деяниям верующего».
Сообщается: «Ангелы удивляются трем вещам: нечестивому ученому, который рассказывает людям то, что сам не выполняет; могиле грешника, которая сделана из извести и кирпича, и украшениям над могилой грешника».
Было сказано: «В Судный день самая сильная печаль постигнет трех людей:
1) того, кто имеет в этом мире праведного раба или рабыню; этот раб войдет в рай, а его хозяин будет брошен в ад;
2) того, кто накопил богатство и умер, не совершив повеления Всевышнего Аллаха; его наследники будут расходовать это богатство на пути Всевышнего Аллаха, и благодаря этому, достигнут успеха и спасутся от ада, а собравший богатство войдет в ад;
3) злонравного ученого, обучающего других знаниям. Люди, получившие от него знания, обретут спасение, а сам ученый войдет в ад».
Передано от Пророка (мир ему). Однажды его спросили: «Кто является худшим из людей?». Он (мир ему) ответил: «Распутный ученый».
Передано от Башира бин Хариса, который говорил знатокам хадисов: «Отдавайте закят с этих хадисов». Они спросили: «Как же нам давать закят с этих хадисов?». Башир сказал: «Из каждых двухсот хадисов на основании пяти хадисов совершайте деяния».
Пророк (мир ему) сказал: «Кто изучает науки ради четырех вещей, тот войдет в ад: для того, чтобы хвастаться перед учеными, для того, чтобы гордиться перед глупцами, для того, чтобы обращать на себя внимание людей или для того, чтобы с помощью этих знаний получать богатство, уважение и высокое положение у правителей».
Факих со своим иснадом передал от Абу Хафсы: «Для ученого десять вещей являются обязательным: размышление, страх перед Всевышним Аллахом, желание благого, проявление милосердия, взваливание на себя трудностей, терпение, мягкость, отсутствие страсти к богатству людей, постоянное чтение книг, отсутствие застенчивости при изучении знаний, открытие своих дверей, как для старших, так и для молодых. Ибо нам сообщили, что Дауда (мир ему) постигла беда по причине сильной стеснительности».
Абу Хафс сказал: «Десять качеств являются порочными у десяти человек: у правителя - жестокость; у богатых - скупость; у ученых - желание мирского богатства, ожидание благодарности от тех, кого он обучает, у бедняков - страстность; у людей высокого положения - бесстыдство; у пожилых людей - разум как у молодых; у мужчин - старание быть похожими на женщин; у женщин - старание быть похожими на мужчин; у набожных людей - визиты к тем, кто алчен по отношению к мирскому, невежество в поклонении».
Фудаил сказал: «Если ученый будет алчным по отношению к этому миру, то дружба с этим ученым для невежды принесет только невежество, для грешника увеличит грехи, для верующего загрязнит сердце».
Один из мудрецов сказал: «Изречения мудреца для глупцов - пустые слова, а слова глупцов для мудрецов - поучительный пример».
Факих сказал: «Если глупые люди услышат слова мудрецов, то эти слова им покажутся смешными. Эти слова для них будут игрой. А если мудрецы услышат слова глупцов, то они из этих слов извлекут урок, даже если эти слова будут плохими. Они будут сохранять себя от высказывания подобных слов. Старание глупцов только в слушании. Старание ученых в передаче услышанного. Старание набожных (захид) в сохранении этих слов. То есть они берут все полезное из этих слов и совершают деяния в соответствии с этими знаниями».
Из книги "Танбихуль гафилин"