Ибрахим ибн Адхам (рахимуЛлах) жил в 8 веке. Его имя относят к наиболее известным ранним суфиям и аскетам. Считается, что он происходил из состоятельной семьи города Балх. По одной из версий - из семейства правителя этого города, который располагался на сопредельных территориях современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.
По Воле Аллаха, Ибрахим ибн Адхам отказался от обеспеченной жизни в пользу духовного Пути. Он покинул родные места и менял время от времени места своего пребывания, получая знания - явные (захир) и скрытые (батын). Известно, что этот праведник зарабатывал себе на жизнь простым трудом. Участвовал в сборах урожая, охранял сады и огороды, а также присоединялся к военным походам.
Суфийская традиция описывает Ибрахима ибн Адхама (рахимуЛлах) знающим, праведным, скромным. Известно, что он умел проникновенно и красиво говорить. Искренние слова аулия могли совершенно перевернуть внутреннее состояние собеседника, заставив замолчать нафс и усилив свет Веры в душе.
Разговор аулия и грешника
Однажды к Ибрахиму ибн Адхаму (рахимуЛлах) пришёл человек с просьбой: “О, святой праведник, мой нафс (эго) постоянно подталкивает меня к совершению грехов. Помоги мне проникновенным наставлением!”
Ибрахим хазрат внимательно посмотрел на пришедшего и произнёс:
- Раз твой нафс восстаёт против Аллаха и хочет грешить, то греши, но только если сможешь выполни пять условий.
Посетитель заинтересовался:
- Назови мне первое условие.
- Если ты хочешь грешить, то откажись от ризыка (пропитания), который даёт Аллах.
- СубханаЛлах! Как такое возможно? Ведь весь наш ризык от Аллаха!
- Какой ты странный человек - питаешься, чем наделяет Аллах, но выступаешь против Него и грешишь?!
- Теперь назови мне второе условие, - серьёзно попросил человек.
- Греши не на земле, созданной Аллахом.
- СубханаЛлах! Где же мне грешить, если вся земля и небеса созданы Аллахом?
- Какой ты странный человек - пользуешься ризыком Аллаха, живёшь на созданной Им земле, но выступаешь против Него и грешишь?!
- О, шейх, каково же третье условие? – заволновался посетитель.
- Если хочется согрешить, найди для этого место, где Аллах тебя не увидит.
- СубханаЛлах! Как мне скрыться от Аллаха? Ведь “[...]не овладевает Им дремота, ни сон [...]” (сура “аль-Бакара”, 2:255).
- Какой ты удивительный человек - пользуешься ризыком Аллаха, живёшь на созданной Им земле, знаешь, что Он видит тебя всегда и везде, но выступаешь против Него и грешишь?!
- О, святой человек, назови тогда четвёртое условие, – сдавленным голосом попросил человек.
- Когда придёт Ангел по твою душу, скажи ему: “Я ещё не хочу умирать”.
- Но это никак невозможно! Аллах Всемогущий сказал: “[...]Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час” (сура “Йунус”, 10:49).
- Какой ты странный человек! Пользуешься ризыком Аллаха, живёшь на созданной Им земле, всегда и везде находишься под Его Взором, не можешь остановить свою смерть, но выступаешь против Всевышнего и грешишь?!
- В чём же пятое условие? – почти прошептал гость.
- Когда Ангелы Мучения станут тащить тебя в Ад, останови их и скажи: “Нет, мне надо в Рай!”
- Я не смогу сделать такого, у меня нет на это ни капли возможности...
- Какой ты, однако, удивительный человек! Пользуешься ризыком Аллаха, живёшь на созданной Им земле, всегда и везде находишься под Его Взором, не можешь остановить свою смерть, не имеешь сил воспротивиться Ангелам Ада, чтобы попасть в Рай, но выступаешь против Всевышнего и по-прежнему намерен грешить?
Человек ответил сквозь слёзы: "О, шейх! Я – недостойный, должен все дни напролёт каяться и вымаливать у Щедрейшего и Всемогущего прощение своей несчастной грешной душе!".
Гузель Ибрагимова