Начало: Хадисы о коррупции, после которых вам не захочется давать взятки
В любом обществе, даже самом развитом и обеспеченном, есть люди богатые и бедные. Кто-то благодаря своим способностям, уму и трудолюбию смог заработать себе на достойную и обеспеченную жизнь. А кто-то по слабости, болезни, семейным проблемам оказался в крайней бедности.
Многие из людей обеспеченных, будучи совестливыми и религиозными, желали бы оказать посильную помощь тем, кто оказался в беде, но не знают, как это правильно сделать. Что говорит об этом религия, как стоит и как не стоит помогать нуждающимся?
1. Следует своевременно уплачивать налоги.
В любом государстве есть система социальной поддержки неимущих граждан, инвалидов и пенсионеров. Средства для поддержки этих категорий граждан формируются за счет налогообложения, когда все работоспособные люди отдают определенный процент от своих доходов в виде налогов, а потом эти средства перераспределяются тем, кто по какой-то причине не может заработать себе на жизнь (как пенсионеры, инвалиды, безработные, дети-сироты). Так что если человек с хорошим доходом хочет помочь тем, кто в беде, ему, прежде всего, не следует уклоняться от уплаты налогов.
2. Закят и садака.
Если имущество человека достигает определенной суммы, для него становится обязательным выплата закята – обязательной милостыни в пользу нуждающихся. Это один из обязательных пяти столпов ислама, который предназначен для перераспределения доходов в обществе, чтобы бедные люди имели возможность, не прибегая к попрошайничеству, обеспечить себя всем необходимым.
Слово «закят» буквально означает «очищение» - очищение имущества человека от излишков, которые принадлежат бедным:
«(И такими являются все) кроме молящихся, которые в своей молитве постоянны, и в их имуществах была доля [обязательная и добровольная милостыня] для просящего…» (сура «Ступени», аяты22-25).
В имуществе богатого человека есть доля неимущего, которую Всевышний дал ему, чтобы он поделился с бедным.
Что мы знаем и не знаем о пользе закята? >>
Если же человек не обязан выплачивать закят, но, тем не менее, желает поддержать нуждающихся, есть форма помощи бедным, которая называется садака. Это добровольная милостыня, представляющая собой очень широкое понятие. Садака – это не только финансовая или имущественная поддержка нуждающихся, но и любое доброе дело, которое человек может сделать для других: сказать доброе слово, помочь советом, удержать от греха и просто улыбнуться:
«Твоя улыбка брату для тебя садака, и призыв к добру или запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро другого для тебя садака» (Тирмизи).
3. Далее возникает вопрос: если человек хочет сделать пожертвование в пользу нуждающихся, кому следует помогать и кому не следует?
Разумеется, прежде всего, нужно оглянуться вокруг: возможно среди ваших друзей и родственников есть люди, которые терпят нужду вследствие потери работы, им нужны средства для лечения болезни и иных нужд. Такая конкретная, адресная помощь, когда вы точно знаете человека, который нуждается, и можете собственными глазами убедиться, что он не злоупотребляет вашим доверием, будет самой лучшей.
Но когда мы едем на работу в общественном транспорте, идем по улицам, приходим в храмы, нам встречаются люди с протянутой рукой, которые нарочито жалобными голосами рассказывают о своем бедственном положении как беженца или жертвы войны, о тяжелых болезнях близких людей, потере кормильца и прочих несчастьях. Стоит ли помогать этим людям, действительно ли они нуждающиеся или просто мошенники?
Исламская религия очень негативно относится к попрошайничеству. Если человек имеет силы и здоровье, ему следует всеми силами искать способы честного заработка, а не выпрашивать у людей подачек, унижая себя, теряя свое достоинство:
«Поистине, любому из вас лучше взять верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать ее, благодаря чему Аллах убережёт вас от нужды, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать!» (Бухари).
В другом хадисе говорится, что просить о помощи у людей могут только те люди, которые действительно не имеют ничего из имущества или денег (вследствие какой-то экстренной ситуации – войны, стихийного бедствия и т.д.), тяжело больные и инвалиды; а также люди, у которых большие долги.
В наше время инвалидам и тяжело больным людям, жертвам аварий и стихийных бедствий помощь оказывает государство, а также различные благотворительные организации, так что, если человек действительно нуждается, ему следует обратиться по этому адресу.
Благотворительность: полезная и вредная >>
Те, кто побирается на улицах, почти наверняка сделали это занятие своим ремеслом, так что оказывать помощь им не следует. Такое занятие является грехом, ведь фальшивые нищие не только лгут людям, но и отбивают у них желание помогать настоящим нуждающимся. Обманувшись несколько раз, человек перестает вообще верить людям.
«Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим).
Если вы хотите оказать помощь реальным бедным, больным и пострадавшим, найдите хороший благотворительный фонд и делайте туда регулярные пожертвования, поскольку такие организации обычно проверяют всех людей, которые обращаются к ним за помощью.
Анна Кобулова